229

«Самый великий успех, который может быть у человека на земле», «нет более энергичной деятельности» и «лучшего транспортного средства на Небо», это «самый деликатный воспитатель ума, сердца и всей личности», равно как и «единственный метод существенного самопознания», – так подвижники говорят о молитве.

Но как научиться молиться? Мы спросили совета у опытных пастырей.

Чтобы научиться молитве, надо начать молиться!

Митрополит Лимассольский Афанасий, Кипрская Православная Церковь:

– В греческом языке есть пословица, схожая с русской: аппетит приходит во время еды. Чтобы научиться молиться, надо себя понуждать к этому деланию. Господь в Евангелии говорит: «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12) – то есть силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его.

Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве

Чтобы научиться молитве, надо начать молиться! Тогда молитва сама от этого усилия начнет действовать в нас. И в каждом она будет действовать неповторимо, потому что все мы уникальны, а молитва – это выражение конкретной души в ее общении с Богом.

Что нам помогает молиться? Соблюдение заповедей. Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве. Для исправления нам даны таинства церковные. Покаяние и особенно Причастие. Помогают молитве пребывание в духе послушания, сосредоточение, молчание. Бодрость духа.

 

Митрополит Лимассольский Афанасий

Митрополит Лимассольский Афанасий

Новоначальный, как учили нас старцы, больше должен думать не о качестве, а о количестве молитвы. Просто постоянно повторяйте молитву, и всё. О качестве вообще забудьте. Потом обязательно наступит момент, когда молитва уже станет вашим достоянием сердечным, душа вкусит сладости молитвы и почувствует, что нет в этом мире уже ничего желаннее. Так все эти проблемы научения молитве и решаются.

А потом уже сама молитва действует в нас. Геронда Ефрем Катунакский говорил: «Не я руковожу молитвой, а молитва мною руководит». И молитва нас поведет туда, куда хочет Господь.

Новоначальным Господь во всем помогает

Схиархимандрит Илий (Ноздрин):

– Апостолы просили Господа научить их молитве, и Он дал нам очень действенную и простую молитву «Отче наш». Тут и славословие, и покаяние, и благодарение, и прошение. Хотя Отец наш Небесный знает всё, в чем мы нуждаемся, прежде нашего прошения к Нему. Если и медлит исполнять, то для того, чтобы мы сами ничтожность наших просьб осознали. В самой молитве всё уже заключено: и питание, и защита, и исцеление наших душ, и спасение наше в вечность.

 

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Молитва – это наше сокровище на Небесах. А значит, если молимся, то и сердце наше там будет (ср. Мф. 6, 21), а всё, что здесь необходимо, то приложится нам. Сказано же: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Молитва каждого человека имеет космическое значение, – не только индивидуальное или влияющее, допустим, на его род, семью или ближайшее окружение, но и на весь мир. Так же как и любой наш грех приближает всё мироздание к погибели.

Если мы о теле своем печемся: питаем, одеваем, оберегаем его, – то как же о душе не позаботиться? Жизнь души поддерживается молитвой.

Ты только начни молиться. Ведь и в этот мир младенец когда приходит, родители сначала всецело пекутся о нем; так же и Бог, когда человек в жизнь духовную рождается, во всем помогает ему.

Гордым могут помогать и бесы.
Почему учиться молитве лучше по благословению?

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений:

– Известен такой пример, кто-то из святых отцов рассказывал. Пришел послушник в монастырь, в миру он много и дерзновенно молился. А тут игумен выслушал про все его подвиги и говорит: «Хорошо», – и определяет его в послушание к опытному старцу. Тот благословил ему маленькое правило. Брат внутренне возмутился даже, хотя и произнес положенное: «Буди благословенно!» Возвращается через некоторое время: «Отче, я не могу нести это правило. Уменьши его». И тогда уже в беседе, излагая помыслы, поинтересовался: «Почему до монастыря я молился много, а здесь и этого малого правила выдержать не могу?» – «А тебе там еще неизвестно кто помогал», – пояснил тогда старец.

 

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений

Молитва – это самое ценное, что есть у нас. Потому-то враг вокруг нее так и воюет. Вот представьте себе: первые годы после революции. Рушится мир. Одна империя за другой. А в это время, в 1920-е годы, священник отец Сергий Мансуров пишет: история Церкви есть история ее святых. Что бы ни происходило, но мир держится этими проводниками в мир воли Божией, животворится наследуемой ими благодатью. «И на сем камне, – сказал Господь про исповедание святых, которые тоже могли, как и апостол Петр, оступаться, даже отрекаться, но потом каялись, – Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

Молитва – это самое ценное, что есть у нас. Потому-то враг вокруг нее так и воюет

Сколько бы ни бесновались безбожники, ни убивали, ни глумились, а Бог действует в мире через святых. И Христос победил мир и диавола. Всё, основанное на неправде, обрушится и сгорит, а молитвы святых, – подчеркивал отец Сергий Мансуров, – таких, как преподобный Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст и др., – православные верующие читают каждое утро и каждый вечер, ежеминутно и ежечасно во всем мире, – и так бытие мира продолжается.

Научись молчать, и молчание научит тебя молитве

Архиепископ Каширский Феогност:

 

 

Архиепископ Каширский Феогност

Архиепископ Каширский Феогност

Надо научиться умолкать умом и сердцем, чтобы в этой внутренней тишине услышать Господа

– Для того чтобы научиться молиться, нужно научиться молчать. Потому что когда мы сами говорим, мы не ощущаем, как наша молитва слышится Богом. Надо научиться умолкать умом и сердцем, чтобы в этой внутренней тишине услышать Господа. «Упразднитеся и разумейте…» (Пс. 45, 11), – Господь в Псалтири говорит. То есть остановитесь, освободитесь, замрите – услышьте, то, что Я говорю вам. «На кого воззрю, только на кроткого и молчаливого, и на благоговеющего пред словами уст Моих» (Ис. 66, 2)…

Молчание предшествует молитве, но и после молитвы надо бы помолчать. «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140, 3).

Да откроет нам Сам Господь это таинство молчания, в котором только и возможно слышать Бога и через это научиться молиться Ему.

Молитва универсальна, она для всех

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон:

 

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон

– Уже в Ветхом Завете говорится об именах Божиих: Иегова, Адонаи, Саваоф... То есть речь идет о личных отношениях с Богом: обращаемся к Нему мы по имени, лично. Какое имя Божие нам в Новом Завете открыто? Господь Иисус Христос. К Нему мы тоже лично в Иисусовой молитве обращаемся. «Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян. 4, 12). «Темже и Бог его превознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 9–11). Отцы-исихасты и оставили нам в наследие призывание имени Божия, – только в этом общении с Господом Иисусом Христом, прежде всего, и совершенствуется человек.

Что читаем у исихастов? Начинается всё с книжной молитвы. Потому-то эти книги и называются: молитво-словы. То есть это такой фундамент, где слова уже четко вытесаны святыми, уложены в эти крепкие устойчивые конструкции. Мы по этим молитвам всё усваиваем: и догматику, и литургику, и историю Церкви, – раньше же не все могли в воскресных школах обучаться, на богословские курсы ходить. Здесь всё самое основополагающее, далее без этого ничего не возвести.

Следующий этап молитвы, – отцы говорили, – когда человек уже утверждается в правиле, – это призывание имени Божия. Это уже собственно молитва. Ее и называют Иисусова молитва, – по имени Господа. Тут уже, как читаем у аскетов, она сначала бывает устной – просто вслух произносим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А когда она усваивается, становится умной, то есть произносим мы ее уже не просто устами, но умом. «Никто, – сказано у апостола, – не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Если ум у тебя не очистится, ты и не сможешь творить умную молитву. Она быстро – слово даже такое есть в русском языке: приедается на устах, и оставляется вскоре, если нет у человека этого стремления очиститься, чтобы усвоить Дух.

Поэтому и необходимо старческое руководство в молитве, что старец помогает совершенствоваться. Молится за пасомого, направляет его. Из тысяч человек единицы уже после очищения души собственно до совершенствования доходят.

Если молитва правильно идет, то следующая ступень – когда молитва опускается в сердце, и сердце начинает освящаться. Тогда уже устная, умная и сердечная молитва соединяются, – и начинает освящаться воля человека. В течение десяти лет, при правильном руководстве, отцы говорят, человек может приблизиться к чистоте. Иначе ее называют бесстрастием. Страсти покидают человека, у которого очищен ум, сердце, воля. Без молитвы этого не достигнуть.

Страсти покидают человека, у которого очищен ум, сердце, воля. Без молитвы этого не достигнуть

Бесстрастие – это уже настолько высоко, что иные и полагают, что это святость. Но это еще не святость. Это уже чистота, и она достигается благодатью. Страсти уходят, и только тогда уже, когда человек более-менее свободен от них – потому что и святым Господь мог оставлять какую-либо страсть как «жало в плоть» (2 Кор. 12, 7), чтобы не возгордились, – он может уже только начинать еще совершенствоваться. «Благодать на благодать» (Ин. 1, 16), – как говорится об этом в Евангелии и Господом свидетельствуется: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Тут уже дары Духа Святаго в каждом подвижнике индивидуально раскрываются: у кого пророчества, у другого исцеления, у третьего прозорливость. Тогда он уже и другим может помочь. А пока каждый из нас еще сам в своих страстях барахтается, то всё наше добро с явной примесью греха бывает – не другим, так себе навредим. Всё – в борьбе, всё в преодолении постоянном. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).

И следующая степень молитвы: созерцательная. Это то, о чем сказано: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Не злоба, не уныние там должны быть, не стяжательство, – а Свет Небесный. Господь его на горе Фавор показал. А попробуй ты его стяжать, если не с кем посоветоваться, не у кого спросить. Сила Истины – в чистоте духа, – отцы говорили. Но это всё высота.

Преподобный Серафим Саровский наставлял: ту добродетель, которая тебе дает больше благодати, ту и твори. Хотя и отмечает, что молитва особо прибыльна в духовном плане. К тому же молитва универсальна – она для всех. Так и аскетические подвиги бывают для избранных, а есть то, что всем под силу. Хотя бы только «Господи!» скажи – уже благодать приходит. Потому что Господь всех нас уже спас, – ты лишь прими эту милость. Надо ощутить всю гибельность своего существования, возжелать Спасителя. Грешим мы постоянно, значит, и имя Божие непрестанно должны призывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вот она, эта ниточка: само слово «религия» от лат. religare – «воссоединять». Сказано: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 13). В будущем веке никакой суеты не будет, будет молитва, – вот и всё.

Приди в чувство на молитве, стань живым

Митрополит Горийский и Атенский Андрей, Грузинская Православная Церковь:

 

Митрополит Горийский и Атенский Андрей

Митрополит Горийский и Атенский Андрей

– Чувство должно быть – стояния перед Богом. Надо ощущать, что ты нуждаешься в прощении, ты болен, и тебе нужно исцеление. Вот это чувство надо в себе найти. А когда его нет, по этому поводу тоже надо страдать и тоже каяться в этом. «Вот, я встал перед Тобою, Господи, и у меня нет этого чувства…». Тогда тем более надо каяться: «Прости меня, Господи! Я сегодня бесчувственен. Помоги! Потому что я знаю, что это чувство есть». Самое главное вот это: «жив Господь и жива душа твоя» (4 Цар. 2, 2), – «Знаю это, и знаю, что мне это нужно». По-моему, это несложно.

«Понимай, что читаешь, и понятое чувствуй»

Иерей Игорь Блинов, клирик Марфа-Мариинской обители Москвы:

 

Иерей Игорь Блинов

Иерей Игорь Блинов

Полезно читать святых отцов, как они учились молитве

– Мне больше всего наставление святителя Феофана Затворника нравится: к молитве надо прежде всего подготовиться, осознав свое недостоинство перед величием Того, к Кому ты сейчас обратишься. Если сердце твое дрогнет, и ты ощутишь всю свою малость, то и Господь к тебе снизойдет и облагодететльствует.

«Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, – иначе – понимай, что читаешь и понятое чувствуй. Других правил не требуется», – отмечал святитель. Полезно читать святых отцов, как они учились молитве.

Как ответил на этот вопрос отец Николай Гурьянов

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:

 

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

– У отца Николая Гурьянова как-то спросили: «Как научиться Иисусовой молитве?» – а он ответил: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. И больше я тебе ничего не скажу».

 Подготовила Ольга Орлова