687

8 октября 2017 года, в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

За Божественной литургией после чтения Евангелия владыка Арсений обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что событие, о котором повествует сегодняшнее евангельское чтение, произошло после проповеди Христа в Назаретской синагоге, после того, как Он был изгнан из неё своими же соотечественниками. И отныне местом Его проповеди стала не кафедра синагоги, а гора Святой Земли, где была произнесена Нагорная проповедь или лодка Петра, о которой говорит сегодняшний евангельский отрывок.

Христос выбрал лодку Петра и, отплыв на небольшое расстояние от берега, поучал народ, который стекался к Нему, чтобы услышать слова жизни. После того, как проповедь была закончена, Он неожиданно обратился к Петру, спрашивая, сколько было поймано рыб. Пётр сказал, что рыбаки трудились всю ночь, но ничего не поймали, и в ответ услышал повеление Спасителя снова закинуть сети в Галилейское море, как часто называли Генисаретское озеро. О схожем событии, как отметил владыка, мы читаем в одном из воскресных Евангелий (См. Ин. 21 глава). Оно говорит о явлении воскресшего Христа своим ученикам, которые рыбачили в том же самом Галилейском море и так же ничего не поймали. Христос дал им повеление снова закинуть сети. Они повиновались Его словам и не смогли поднять сети из-за множества пойманных рыб. В тот момент они поняли, что с ними говорил их Учитель (Ин. 21:7).

Эти два события, одно из которых произошло в начале земного служения Христа, а другое уже по его завершении для удостоверения учеников в Его воскресении, объединяет то, что они являются пророчествами о Церкви. Простая лодка рыбака стала предзнаменованием Церкви - корабля спасения. Пётр, тогда еще простой рыбак, услышал пророческие слова Христа: «Отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:9). Как подчеркнул владыка, все в этом Евангелии показательно для нас. Явление Христа и призвание Петра к апостольству происходят в таких, казалось бы, обыденных обстоятельствах, как это часто бывало и с праведниками Ветхого Завета, как, например, с Моисеем, который пас овец своего тестя и в какой-то момент увидел неопалимую купину. Как Моисей тогда понял, что это был не просто горящий куст, а Богоявление, точно так же и Пётр в определенный момент понял, что Тот, Кто находится с ним в лодке, не простой человек, и Его слова «закиньте сети» и «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» были словами Божьими, которым можно было только повиноваться. Тогда апостолы, оставив все, последовали за Ним, может быть, еще не отдавая себе отчета в том, что значит быть ловцами человеков, не представляя, к чему призвал их Господь, и, скорее всего, разделяя распространенные в иудейской среде представления о царствии Христа-Мессии как о царствии земного царя, но, тем не менее, это доверие Божьему слову стало поворотным моментом в их жизни, а для нас примером того, как человек откликается на призыв Господа.

По слову владыки Арсения, когда мы слышим евангельские чтения и их толкования в церкви или сами раскрываем дома слово Божие, то назидаемся словами Христа Спасителя. Какое значение имеет это чтение для нашей духовной жизни? Самое важное! Порой нам кажется, что быть святым означает быть каким-то невероятным человеком, эдаким супергероем, которым мы никогда не станем. Но Священное Писание говорит нам о том, что путь к святости заключается совсем в другом, а именно в доверии к Богу, когда мы в тишине нашего сердца или нашей кельи раскрываем свои умы и сердца слову Божию, как это некогда сделали апостолы. Когда мы проникаемся евангельским духом и узнаем волю Божию, так как читаем беседы, заповеди и притчи Христа, то мы, ведомые этим духом, можем безошибочно в каждый момент нашей жизни определить то, как вести себя, оставаясь верными Его слову. Эта верность Христу, проявляющаяся каждый день в молитве, в тех обязанностях, которые мы выполняем по долгу службы, в общении с ближними, и будет путём к святости.

Как отметил владыка, святость заключается не в громких подвигах или земной славе, которая могла сопутствовать и святым в их земной жизни, но которой они никогда не искали, а в жизни по заповедям. Так преподобный Сергий Радонежский, память которого мы сегодня празднуем, в двадцатилетнем возрасте удалившись в пустыню, меньше всего думал, что он станет величайшим святым Русской Церкви, и скорее всего, полагал, что он самый большей грешник на этой земле. Однако незаметный подвиг этого монаха сделал его светильником, горящим для всего мира, а монастырь, основанный им, является духовным центром русского православия и по сей день. Таким образом, великое начинается с малого, мы никогда не сможем стать святыми, если не начнем учиться быть верными Богу в малом, в тех предписаниях, которые доносит до нас Священное Писание. Если мы не научимся быть верными Богу в малом, то никогда не сможем быть верными ему в большем. Напротив, начиная с малого, каждый день нашей жизни проверяя свою верность Христу перед судом собственной совести и слова Божьего, мы будем шествовать тем же путем, которым шли все святые, ставшие наследниками Царствия Отца нашего Небесного.

По окончании богослужения было совершено славление Воскресению Христову и преп. Сергию Радонежскому, а также вознесена молитва перед началом нового учебного года воскресной школы Юрьева монастыря. За богослужением также молились паломники из воскресной школы для взрослых прихода Успения Божией Матери в Колмово.