904

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи», - утверждал Аристотель. О том, как музыка влияет на детскую душу, рассказал руководитель Детской хоровой капеллы Дворца детского и юношеского творчества имени Лени Голикова Юрий Никифоров.

- Юрий Сергеевич, какие произведения исполняет ваша капелла? Расскажите о вашем репертуаре. 

- Хор у нас академический, поэтому наш репертуар состоит из произведений современной отечественной классической музыки, включая духовную (православные песнопения на церковно-славянском языке), западной музыки на языке оригинала, народных песен и т.д.

Духовная музыка - это сокровищница отечественной музыки, ее огромный пласт. Это неотъемлемая часть нашей истории и культуры. И мы не можем пройти мимо него. В последнее время мы знакомимся не только с классиками духовной музыки, такими как Павел Чесноков и Александр Кастальский, но и с современными композиторами, которые пишут как богослужебную, так и концертную духовную музыку, а это: Владимир Довгань, Анатолий Киселев, Владислав Панченко и другие. Прежде всего мы смотрим на красоту самой музыки. Есть просто шедевральные образцы богослужебной музыки, мимо которых невозможно пройти, и мы конечно же их исполняем.

Когда дети исполняют духовную музыку, они не просто поют слова, но также знакомятся с основными понятиями христианства и Православия, приобщаясь таким образом к христианской культуре. К примеру, мы разучивали с ребятами красивую композицию В. Панченко «Херувимская песнь», которая была написана для концертного исполнения. Текст ее богослужебный на церковно-славянском языке и непонятен для детей. Поэтому я объяснял им значение каждого слова, все действия, которые происходят в храме в тот или иной момент исполнения произведения.  

- Как вы думаете, дети лучше воспринимают музыку, чем взрослые?

- Если детям все объяснить и заинтересовать, чтобы они поняли и приняли серьезную музыку, то они начинают ценить ее. Когда мы что-то учим в капелле, а учим мы довольно сложные произведения, то именно самая сложная и серьезная музыка становится особо дорогой для ребят. Возможно, именно трудность и длительность процесса ее освоения делает эту музыку наиболее ценной для них.  

В детском хоре при правильной работе хормейстера и чистом звуке духовная музыка обретает совершенно иное «серебристое» звучание, похожее на звон колокольчиков. Душа ребенка еще чистая, он воспринимает все искренне, с открытым сердцем. Его образно-эмоциональная сфера более подвижна, чем у взрослого. Все это влияет на музыкальное исполнение. От природы голос ребенка более чистый и ровный, он еще лишен вибрации. Поэтому создается ощущение «серебристого» призвука в детских голосах. При правильной хормейстерской работе в детских хорах можно добиться потрясающего звучания духовной музыки.

Если обратиться к истории, то женщин-певчих, которые исполняют партии сопрано и альта, допустили на клирос только в начале XX века. До этого в церкви пели только хоры мальчиков. Знаменитый композитор Сергей Рахманинов, когда писал духовные произведения, предпологал, что их будут исполнять воспитанники Синодального училища. Надо сказать, что в Западной Европе сохранилась эта традиция. К примеру, в Вестминстерском аббатстве на клиросе поют исключительно хоры мальчиков.

- Как музыка влияет на ребенка?

- Любая музыка при правильной подаче влияет на ребенка. Когда мы поем русские народные песни, то через описание природы, дети узнают о том, что творится в душе человека. Духовная музыка - бесспорно одно из самых эффективных средств нравственного воспитания ребенка. Я считаю, что ее обязательно надо преподавать детям любых возрастов. Духовная музыка направлена непосредственно в душу ребенка. Когда мы поем о каких-то вечных понятиях, которые нельзя до конца объяснить, ребенок сам начинает искать ответы, интуитивно чувствовать и любить эту музыку. Многие дети, которые пели духовную музыку в хоре, впоследствии уже будучи взрослыми идут петь на клирос.

Если мы говорим о ребенке и о его развитой образно-эмоциональной сфере, то при правильном воспитании музыка, и в частности пение, может оказывать просто колоссальное воздействие на его развитие. Считается, что пение - это самый эффективный и доступный способ воспитания человека. Почти каждый человек уже имеет свой встроенный инструмент - голос. Он поет мелодию со словами, а слово имеет определенный посыл, который человек пропускает через себя и несет в мир. Например, в Латинской Америке, где уровень преступности очень высок, есть государственная программа: заключенные тюрем в обязательном порядке поют в тюремных хорах. Эта методика дала потрясающие результаты по снижению преступности.

- Дети, поющие в хоре, отличаются от других детей?

- Конечно. Точно так же, как верующий человек отличается от остальных людей. Всегда можно отличить ребенка, который поет в хоре, от того, который не поет, начиная с внешности и заканчивая внутренним миром. Я безошибочно это определяю. Дети, которые закончили любую музыкальную школу или хоровую капеллу, где они добросовестно трудились и это было их любимым делом, никогда не будут иметь среднее образование, они все получают высшее.

Все эти дети интеллектуально развиты. Во-первых, музыка развивает мелкую моторику (игра на инструменте), образную сферу и воображение. Дети более глубоко изучают различные культурно-исторические направления искусства, поют на разных языках, фонетически осваивая разную речь. Мы поем на английском, немецком, латинском, церковно-славянском и т.д. Во-вторых, музыка - это сцена. Дети приобретают навык публичного выступления, который помогает им преодолеть различные внутренние комплексы и психологические барьеры. В-третьих, ребята получают навык социального общения, ведь они работают, общаются и дружат в коллективе. Когда то Г.А. Струве сказал, что хор – это модель идеального общества, где все согласованно и ладно!       

Музыка, в особенности духовная, делает детей успешными и уверенными в себе людьми. При этом они становятся не амбициозно-нахальными, а приобретают внутреннюю культуру, интеллигентность. Далеко не все из них выбирают музыкальную карьеру. Очень многие ребята выбирают медицину, журналистику, филологию, информатику и т.д. Большинство выбирают профессии, направленные на помощь людям. И еще кое-что отличает этих детей уже во взрослой жизни от других - любовь к музыке у них никуда не пропадает, она остается с ними на всю жизнь!