В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Они называются родительскими субботами и три из них приходятся на Великий пост. О том, что делать верующим в эти дни и как поминать усопших в течение всего года рассказал настоятель церкви святого праведного Лазаря Четверодневного на Западном кладбище иерей Александр Ипатов.
- Отец Александр, что такое родительские субботы?
- Начиная с апостольских времен христиане поминали своих усопших. Молитва об усопших – это дело любви по отношению к ним, и Церковь как чадолюбивая мать всегда совершала такую молитву. Со временем забываются имена усопших христиан, поэтому Церковь установила особые дни поминовения, которые называются Вселенскими родительскими субботами, и стала молиться о всех от века почивших православных христианах. Условно Вселенских суббот две: Мясопустная накануне недели о Страшном Суде и Троицкая накануне седмицы перед Петровым постом. Субботы на второй, третьей и четвертой седмицах Великого поста называются просто родительскими субботами. Еще есть так называемые частные дни поминовения: Радоница - поминовение после Светлой седмицы, 9 мая – день поминовения усопших воинов и невинноубиенных в годы Второй мировой войны, Димитриевская родительская суббота накануне дня Димитрия Солунского. Субботы традиционно именуются родительскими, потому что в эти дни верующие поминают своих усопших родителей и других сродников.
- Почему три родительские субботы приходятся на Великий пост?
- В будние дни Великого поста не совершается Божественная литругия, во время которой поминаются усопшие. Чтобы компенсировать отсутствие церковной молитвы за них, в три субботы поста в храмах совершается особое поминовение усопших.
- В какие еще дни мы можем поминать усопших и когда поминовение не совершается?
- Вообще, христиане молятся о живых и усопших родных и близких всегда, они не ждут особых дней. В ежедневном утреннем правиле есть специальные молитвы за усопших. Каждая суббота в году считается днем всех святых и в том числе днем поминовения усопших. Дома можно молиться в любой день. Как говорится, келья устава не знает. Для сугубого поминовения усопших традиционно выделяются памятные дни: день смерти, день рождения и день Ангела.
--цитата--
«В этот день, как и в другие дни года, усопшие ждут от нас молитвы. Поэтому каждый христианин, которому дороги отшедшие в мир иной близкие, должен усиленно молиться в этот день»
Иерей Александр Ипатов
- Что необходимо делать в родительскую субботу? Чего от нас ждут усопшие в этот день?
- В этот день, как и в другие дни года, усопшие ждут от нас молитвы. Поэтому каждый христианин, которому дороги отшедшие в мир иной близкие, должен усиленно молиться в этот день. Если есть возможность, необходимо прийти в храм вечером, накануне родительской субботы, когда совершается Парастас или Великая панихида. Во время этого богослужения поются заупокойные песнопения, читается 17 кафизма Псалтири и совершаются ектении по усопшим. С вечера можно уже подать записки на Литургию. Традиционно подают заказную обедню, чтобы священник помянул усопшего на проскомидии, которая является частью Божественной литургии. В саму родительскую субботу верующему необходимо присутствовать на Литургии, чтобы помолиться за своих усопших вместе со всей Церковью. Нужно исповедаться и причаститься в этот день. Большой ошибкой является то, что в родительскую субботу люди приходят только к панихиде, не понимая, что пропустили главное богослужение – Литургию.
- Вы сказали, что нужно подать записки на Литургию. Является ли такое поминовение «сильнее» остальных?
- Вообще, самая сильная молитва – это та, которая исходит из человеческого сердца. А что касается церковных поминовений, то, конечно, нет ничего выше Божественной литургии. Святой Кирилл Иерусалимский говорил: «Великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва». Иоанн Златоуст писал: «Не напрасно установили апостолы, чтобы при совершении страшных Тайн поминать усопших. Они знали, что от этого много им выгоды и много пользы, когда весь народ и священный лик стоят с воздеянием рук и когда предлежит страшная Жертва, то как не умолить Бога, прося о них».
--цитата--
«Известно, что Иоанну Кронштадтскому присылали огромное количество записок, поэтому он, не читая имен, просто клал руку на записки и просил Господа помянуть этих людей и помочь им в их нуждах»
Иерей Александр Ипатов
- Случается, что люди, подающие записки, стоят за богослужением и ждут, когда назовут имя усопшего. Это правильно? Все ли имена в записках называют священники?
- К сожалению, у многих православных людей сформировалось "языческое" отношение к службе и молитве: если не произнесли имя человека вслух, значит поминовения не произошло. Я сам почти всегда поминаю имена в записках не вслух, а про себя. В моей практике были случаи, когда люди подходили и спрашивали, почему их записки не прочитали вслух. На больших приходах бывает такое количество записок, что просто физически невозможно все прочитать. Известно, что Иоанну Кронштадтскому присылали огромное количество записок, поэтому он, не читая имен, просто клал руку на записки и просил Господа помянуть этих людей и помочь им в их нуждах.Во время Литургии Василия Великого читаются такие слова: «И ихже мы не помянухом, неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни, Боже, ведый коегождо возраст и именование, ведый коегождо от утробы матере его». Таким образом, если по каким-то причинам священник не смог помянуть всех в записках, не нужно расстраиваться, потому что Господь знает, за кого подавалась жертва. Чтобы служба не прошла для нас впустую, не нужно тратить драгоценное время на то, чтобы слушать имена, надо самим молиться за своих близких. Ведь Бог знает обо всех именах в записках, нужно просто доверять Ему.
--цитата--
«Молитва – это дело любви. Любовь - это не сентиментальные чувства, а жертвенность, когда человек жертвует своими силами, временем и т.д. ради другого»
Иерей Александр Ипатов
- Если человек подал записки, а сам не присутствует за богослужением в надежде, что священник помолится за усопшего, есть смысл в этих записках?
- Этим поступком человек просто показывает небрежительное отношение к своим усопшим. Зачастую это происходит от лени и нехватки элементарных знаний. Люди платят за записки, как за товар в магазине, и идут дальше по своим делам. Это в корне неверный подход. Молитва по таким запискам будет действенной, но не в той степени, как если бы сами родные молились за усопшего. Вы поймите, молитва – это дело любви. Любовь - это не сентиментальные чувства, а жертвенность, когда человек жертвует своими силами, временем и т.д. ради другого. И Господь эту жертву приемлет. Да и для самого усопшего будет большой радостью, что мы молимся за него вместе с Церковью. Если же человек не может молиться за богослужением по уважительной причине – это другое дело. В таком случае следует усиленно помолиться дома.
- Как поминать усопших дома? Какие молитвы читать?
- Помимо утренних молитв за усопших очень полезно читать Псалтирь. Ни о какой другой книге, кроме Евангелия, святые отцы так не отзывалсь, как о Псалтири. Большая часть богослужений состоит из текстов этой книги. Огромная польза от чтения Псалтири будет не только для усопшего, но и для того, кто ее читает.
--цитата--
«Очень важно не сожалеть после совершения милостыни, потому что Господь может ее не принять. Следует подавать столько, сколько вам будет не жалко»
Иерей Александр Ипатов
- Известно, что за усопших принято подавать милостыню. Как правильно это делать?
- Под милостыней понимаются не только деньги, но и добрые дела, совершаемые не ради собственного тщеславия, а безвозмездно, из любви к усопшему. Мы совершаем милостыню не от себя, а как бы от лица самого усопшего, который не успел этого сделать при жизни. Хорошо при этом попросить человека, которому ты подаешь милостыню помолиться об усопшем. Даже если человек пропьет полученные деньги, эта милостыня будет во благо усопшему и нам. Хотя в таком случае я советую подавать не деньгами, а едой или одеждой. Очень важно не сожалеть после совершения милостыни, потому что Господь может ее не принять. Следует подавать столько, сколько вам будет не жалко.
- Нужно ли верующим ходить на кладбище в эти дни?
- Такого предписания в Церкви нет. Сходить можно, но поход на кладбище не должен заменять церковной службы. У нас в народе сложились неправильные традици. К примеру, вместо того, чтобы идти в храм и причащаться в праздник Троицы, люди толпами идут на кладбище. То же самое происходит и в Пасху. Церковь призывает сходить на кладбище заранее и к празднику прибрать могилку, а в сам праздник молиться об успоших на Литургии. От этого и усопшие, и сами молящиеся получат только пользу.
- Есть мнение, что в родительскую субботу нельзя стирать белье и мыть полы, так как мы льем грязную воду на усопших родственников и им от этого плохо. Что Вы думаете об этом?
- Зачастую смерть человека и все, что с ней связано обрастает различными суевериями. Некоторые, например, считают, что если на поминальный стол во время поста подавать скоромное, то усопшим станет хуже. Люди совершают нелогичные поступки и при этом даже не знают, для чего они это делают. Все, что мы можем сделать для усопших – это молиться о них и совершать милостыню. А мыть полы, стирать или нет, это уже наше личное дело, которое никаким образом на усопших повлиять не может.
- Как молиться за некрещеного, атеиста и самоубийцу?
- Церковь молится только за своих чад, которые были усыновлены Богом в Таинстве Крещения. Некрещеные и атеисты не захотели войти в Церковь, поэтому гласно за богослужением они не поминаются и записки за них не подаются. Тем не менее каждый может помолиться за них в частном порядке в храме и дома. За самоубийц молиться крайне необходимо, так как эти люди совершили страшный грех. Это необходимо делать дома. В церкви молиться допустимо, но про себя. Можно молиться своими словами или читать молитву преподобного Льва Оптинского, а также «Чин молитвенного утешения для сродников живот свой самовольне скончавши». Если есть справка о том, что самоубийца был душевнобольным человеком, то с благословения правящего архиерея за такого человека можно подавать записки.
- А если мы не знаем его прошлого?
- Можно привести пример: когда человек пропал без вести и мы не знаем его участи, то молимся о его здравии. Я думаю, что здесь можно применить тот же метод: нужно молиться за человека, как за крещеного и умершего своей смертью. А если мы, зная, что усопший был некрещеным, атеистом или самоубийцей в здравом уме, подаем за него записки, то это уже лукавство и дерзость по отношению к Богу.
--цитата--
«По закону единства человеческого рода и по милости Божией, духовные подвиги и доброделание, за умершего его родными и близкими совершаемые, вменяются ему, как бы его личные дела, за что оставляется покойному множество грехов и улучшается его посмертное состояние»
Иерей Александр Ипатов
- Влияем ли мы своим духовным состоянием и участием в Таинствах на состояние душ в загробном мире?
- Безусловно. Если ради памяти усопшего человек будет изменять свою жизнь и стараться жить по-христиански, то сможет повлиять на участь близких людей в загробном мире. Некоторые накладывают на себя добровольный пост в память об усопших или отказываются от какого-то тяжкого греха после его смерти. Кто-то начинает чаще молиться и посещать богослужения. Все это является духовной милостыней за усопших. Приведу цитату: «По закону единства человеческого рода и по милости Божией, духовные подвиги и доброделание, за умершего его родными и близкими совершаемые, вменяются ему, как бы его личные дела, за что оставляется покойному множество грехов и улучшается его посмертное состояние. Чем больше молитв, милостыни, пожертвований на Церковь приносится за усопшего, тем лучше для него. Известны случаи, когда усопшие являлись своим молитвенникам и благодарили их за спасение своей души».
--цитата--
«Известны случаи, когда усопшие являлись своим молитвенникам во сне и благодарили их за спасение своей души, но не надо ждать этих откровений и просить Бога о них»
Иерей Александр Ипатов
- Нужно ли ожидать, что усопшие придут к нам во сне и расскажут о своей посмертной участи? Как нам понять, что усопшим стало лучше?
- Это вопрос доверия Богу. Слово «вера» надо понимать не только как то, что мы верим в существование Бога, а еще и как верность Христу: Его словам и Промыслу. Нужно верить, что наши добрые дела будут приняты Господом. Никакое дело, совершенное по любви к ближним, не остается незамеченным. Известны случаи, когда усопшие являлись своим молитвенникам во сне и благодарили их за спасение своей души, но не надо ждать этих откровений и просить Бога о них. К снам вообще нужно относиться осторожно: не отвергать и не принимать их. Вот представьте, что к вам явится усопший и скажет: «Я спасся по твоим молитвам». Что ж нам теперь не молиться за него? Так лукавый через сны может нас обмануть и ввергнуть в прелесть. Поэтому нужно просто совершать дела любви и доверять Богу!
- Спаси Господи за беседу!