Доклад митрополита Льва на открытии XX Знаменских образовательных чтений

7 декабря 2022 года в Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского митрополит Лев выступил с докладом на тему: «Духовный выбор современного человека в эпоху глобальных вызовов».

Уважаемые участники и гости XX Знаменских чтений!

С православной точки зрения, сформулированной ещё на заре христианства на основе библейского рассказа о творении мира Богом из «ничего», человек создан из праха земного по «образу Божию». По согласному учению святых Отцов это означает, что он имеет разум и свободу как некий дар, который должен быть осознан, с благодарностью принят и с осторожностью использован для реализации замысла Творца о благом предназначении жизни.

Однако соблазн «быть как боги, знающие добро и зло» сделал из человека существо, стремящееся к самодостаточности. Неспособность творить «из ничего» приводит современных идеологов либерального глобализма к катастрофической порче того, что есть. Отмена пола, традиционной семьи, использование средств массовой информации для манипуляции общественным сознанием – это только некоторые наиболее очевидные проблемы, касающиеся человека и его достоинства как образа Божия.

Призыв Христа к совершенствованию по образу Небесного Отца в конце XIX века заменили интеллектуальным развитием в эстетической обёртке, а в наше время стремительно развиваются процессы аннулирования границ между человеком, животным и машиной. Самоусовершенствование без ясно очерченного идеала быстро превращается в биоусовершенствование с использованием искусственного интеллекта.

Однако искусственный интеллект не является самодостаточной системой. Он работает на основе созданной специалистами программы. И возникает проблема отношения человека к информации, источником которой является, возможно, программа ему чуждая. И трансгуманизм, таким образом, как глобальное либеральное мировоззрение, превращается в антигуманизм со всеми вытекающими последствиями. Вероятно, искусственных интеллектов будет много. Они будут созданы на разных культурных и мировоззренческих предпосылках и опять приведут человечество к нигилистическому разочарованию и разобщению. Таким образом, можно сказать, что трансгуманизм происходит из нигилизма и к нему возвращается.

Все современные достижения науки,  такие как генная инженерия (набор технологий, используемых для изменения генетического состава клеток) или искусственный интеллект могут быть как помощниками человеку в исправлении повреждённой грехом природы, так и средством для извлечения непомерной материальной выгоды или удовлетворения научного любопытства.

Но возникает и другой вопрос: всегда ли используемые для достижения даже, на первый взгляд, благих целей  средства будут соответствовать традиционным нравственным представлениям? Или нравственные представления – это тоже дело искусственного интеллекта? А как же быть с неразрешимыми противоречиями человеческих судеб и исторического развития? Может быть, искусственный интеллект поможет устроить мир как единую непротиворечивую систему? Но ведь сначала необходимо создать человека как непротиворечивое гармоничное целое. Включить его в систему, созданную искусственным интеллектом, сделать его всецело управляемым единым информационным пространством – значит разрушить коренной замысел о нём: превратить разум в счётную и считывающую машину, а свободу - в радостное одобрение всего того, что спускается сверху. Как быть с проблемой, поставленной ещё апостолом Павлом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?»(Рим. 7;19,24). Неужели искусственный интеллект? Но тогда он превращается во внутреннего чужеродного для духовной природы человека  нравственного тирана. Сделает ли это наших детей и внуков счастливыми?

Перед человечеством сегодня действительно стоят очень сложные проблемы. Исчерпаемость природных ресурсов, продовольственная проблема, социальная нестабильность, кризис традиционных ценностей, провал политики мультикультурализма и, наконец, угроза мировой дестабилизации.

Кому-то из сильных мира сего показалось, что главная проблема заключается в перенаселении планеты. Отсюда, вероятно, и пропаганда гомосексуализма, и разрушение традиционной семьи, и модный сегодня в Северной Америке отказ от пола. Однако снижение рождаемости, как оказалось, приводит к старению населения. И эта проблема постоянно усугубляется особенно в высокоразвитых странах. Например, в Китае, где на некоторое время постарались ограничить рождаемость, сегодня почувствовали опасность со стороны стареющего населения, которое так или иначе менее эффективно с точки зрения экономической продуктивности и ложится тяжким бременем на сокращающееся молодое поколение.

Следует помнить, что замкнутые системы имеют предел своего развития, после которого начинается системная деградация. Академик Капица на основании математических моделей считал, что своего предела человечество достигнет к 12 миллиардам. После чего начнётся снижение.

С одной стороны, пропаганда эвтаназии имеет под собой, по преимуществу, чисто экономическую цель, но, с другой, руководствуясь научными гипотезами Тейар де Шардена и  В.И.Вернадского о ноосфере, можно предположить, что это - механизм саморегуляции нашей планеты, включающий в себя и интеллектуальную (по Вернадскому), и духовную (по Тейар де Шардену) составляющие. В этом случае, и войны, и болезни, и новейшие технологии приходится рассматривать как естественные следствия саморегуляции экосистемы.

Трудно не согласиться с тем, что человек и окружающая его природа тяжко больны, потому что поражены человеческим грехом, его стремлением взять у природы  (окружающей и собственной)  всё,  не заботясь о последствиях.

И всё, что может предпринять в этом случае мировое сообщество – это смягчение, очеловечение естественных процессов, происходящих в природе, обществе и человеке. С  точки зрения Христа, которая сформулирована в «Нагорной проповеди» евангелистом Лукой, милосердие должно быть основополагающим фактором, смягчающим риски надвигающихся кризисов. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд есть»,(Лк. 6.36) - обращается Христос к каждому из нас уже на протяжении 2000 лет. Это чувство сопереживания ближнему в его невзгодах необходимо воспитывать  и в семье, и в  образовательных учреждениях, и в средствах массовой информации. Образ милосердного самарянина должен стать символом развивающейся современной культуры, а то, что происходит сегодня, делает человека, по большей части, бегущим от себя и в никуда.

С христианской точки зрения справедливое устроение общества невозможно на чисто научной основе, если нет человека, способного понимать и принимать слабости и недостатки своего ближнего как свои собственные. Если нет способности к состраданию. Если потеряно понимание основополагающей важности верности и жертвенности в дружбе и супружеской любви. Милосердие не противоречит мужеству и стойкости в борьбе за Правду, но оно позволяет человеку сохранять достоинство высшего творения по образу Божию.

Когда потеряно чувство любви к своему Отечеству, человек не сможет сопереживать и любви других людей к своей родине. Ибо сказано Христом: «…возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мк. 12,31). Таким образом, для человека становится понятным, что любить другого нужно.

Отвечая оптимистам сегодняшнего времени, что скоро наука сделает человека биологически бессмертным, можно вспомнить слова русского писателя Михаила Булгакова: «Человек не просто смертен – он внезапно смертен!».

И слава Богу, что у нас есть не только разум, которым можно легко манипулировать, но и воля, в основании которой лежит интуиция Абсолютного. Стремление из неполноты к полноте, которую человек может обрести только в Боге. Потому что осознание сопричастности этой полноте только и делает человека по-настоящему счастливым. Мы непреложно верим, что только следование  за Воскресшим Христом  делает путь человеческого развития оптимистичным, потому что он  основан на всепобеждающей Любви.