Утреня с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы в Иверском монастыре

30 августа 2012 года, в Иверском соборе Валдайского Иверского мужского монастыря, Утреню с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы совершил епископ Боровичский и Пестовский Ефрем в сослужении духовенства Новгородской митрополии.

Богослужение сопровождалось пением хора Свято-Юрьева мужского монастыря и всех молящихся под управлением регента диакона Андрея Каурова.
На торжественную службу «Похвалы, на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» приехало более 50-ти священнослужителей со всех уголков Новгородской митрополии. В конце службы духовенство с множеством народа, прибывшим на богослужение, совершило крестный ход с Плащаницей Божией Матери вокруг Иверского собора. Каждый из молящихся, уповая на заступничество Пресвятой Богородицы перед Божиим Престолом, взывал в сердце своем: «Во успении мира не оставила еси, Богородице...».
По окончании богослужения Владыка обратился к молящимся с проповедью о чудесных явлениях заступничества Пресвятой Богородице. Царица Небесная простирает Свой благодатный материнский покров над каждым из нас, сохраняя от бед и напастей. В этот день с особым усердием вознесем молитвы к Владычице нашей Богородице, чтобы Она благословила нас во всех благих начинаниях и трудах.

Историческая справка. Чин погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы

В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы, где все духовенство с заженными в руках свечами поперемено с Владыкой читает похвалы, а хоры вторят им стихословиями древних псалмов св. пророка и царя Давида. В основе чина Погребения Пресвятой Богородицы лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными.