Митрополит
Димитрий
(в миру Даниил Андреевич Сеченов)
на кафедре с 1757 по 1767 гг.
† 1767 г.

Высокопреосвященный митрополит Димитрий происходил из дворянской фамилии Сеченовых, родился 6 декабря 1709 г. и при крещении был назван Даниилом. Первоначальное образование получил в доме отца, а затем поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. В конце 1729 г., а может быть, и в начале 1730 г. Сеченов, будучи еще студентом академии, постригся в монашество с именем Дезидерия, был произведен в иеродиакона Заиконоспасского монастыря и сделан казначеем. 17 марта 1731 г. иеродиакон Дезидерий был пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен в иеромонаха. По окончании курса иеромонах Димитрий оставлен был при академии учителем «фары». Своими высокими дарованиями и способностью к проповеди Слова Божия о. Димитрий обратил на себя особенное внимание начальства, и 29 сентября 1738 г. к его учительским обязанностям присоединились еще обязанности академического проповедника. Этим годом и закончилось его пребывание в академии. На его долю выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в православие иноверцев Казанского края: татар, чувашей, черемисов, мордву и вотяков; и дело это он в продолжение 10 лет исполнял с честию, с мужественным самоотвержением и с громадным успехом. 4 декабря 1738 г. определено было иеромонаху Димитрию «впредь до указу содержать в казан­ской епархии правление новокрещенских дел и пребывание иметь в Свияжском Богородицком монастыре, где и начальствующаго должность править». Ревностно трудившийся «у обращения иноверцев в христианскую греческаго исповедания веру и наставления их спасительному пути», иеромонах Димитрий 11 сентября 1740 г. был произведен в архимандрита Свияжского монастыря и назначен управителем новокрещен­ских дел Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 27 декабря 1741 г. «Государыня Императрица изустно повелела: обретающемуся в Казанской епархии у крещения иноверцев архимандриту Димитрию быть в Москву и ожидать там Е. И. В. пришествия». Архимандрит Димитрий прибыл в Москву 1 февраля 1742 г. и выехал из Москвы уже в сане епископа. 16 июля 1742 г. Высочайшим указом архимандрит Димитрий назначался епископом Нижегородским и Алаторским, причем ему велено было и «при делах крещения неверных народов трудиться по-прежнему». 10-го сентября того же года было наречение, а 14-го сентября в Москве же и хиротония его в епископа. Продолжая миссионерскую деятельность, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 50 000 инородцев и выхлопотал для них различные льготы. В 1743 г., когда преосвященный Димитрий обозревал свою епархию, «в Терешевской волости некрещеные идоляторы, мордва, столь жестокое разбойническое на него нападение учинили, что он, едва жив, скрылся в ближнем селе в церкви». Кроме великих трудов по обращению иноверцев, преосвященный Димитрий много добра сделал и для Нижегородской семинарии, и для всей Нижегородской епархии. Его заботам обязана семинария и новым местом, и новыми зданиями, и введением новых предметов обучения. В епархии же им обновлены новые церкви, а духовенство призвано к проповеди Слова Божия. Но наступила пора окончить блес­тяще исполняемую им миссию. Припадки каменной болезни обессиливали преосвященного, и 3 августа 1748 г. он, по прошению, уволен был на покой в казанскую Раифскую пустынь с жалованьем по 400 руб. в год и с содержанием от пустыни «на пять братов». Три с половиной года тихой, уединенной жизни в пустыни укрепили его здоровье, а прежняя многоплодная деятельность его оставила во всех самые светлые воспоминания о преосвященном, и ему не позволили долго оставаться на покое. 24 февраля 1752 г. он вызван был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 21 июня того же года определен епископом Рязанским и Муромским. 10 февраля 1753 г. преосвященный Димитрий прибыл в Рязань и в тот же год перевел семинарию на новое место, где она находится и до сих пор (1897 г.), учредил в ней «школу философии» и ввел преподавание греческого языка, а также произвел большой ремонт рязанского Успенского собора и многих других церквей. Здесь не было иноверцев, с которыми так успешно боролся преосвященный в Нижегородской епархии, но зато он был членом Св. Синода и почти каждогодно эти обязанности отзывали его из епархии в Петербург, где он блистал своими проповедями и был известен при Дворе.

Между тем осиротевшая Новгородская епархия четвертый год уже ждала к себе нового архипастыря. И вот 28 октября 1757 г. преосвященный Димитрий, после пятилетнего управления Рязанской епархией, был назначен в Новгород с возведением в сан архиепископа. Мы уже видели, что он сразу же принялся за рассмотрение и решение накопившихся в отсутствие архиерея дел по Новгородской епархии; а решив старые дела, стал заводить и новые. Как в Нижегородской и Рязанской епархиях, так и в Новгородской заботы преосвященного сосредоточились прежде всего на духовной семинарии и вообще на духовном просвещении: при нем учреждена контора для производства семинарских дел, открыты в семинарии немецкий и географический классы и увеличены суммы, отпускаемые на содержание семинарии. В тринадцати же городах Новгородской епархии он открыл духовные училища. Прежнее управление двумя епархиями дало ему ничем не заменимую опытность в делах, и он скоро и смело находил средства и меры к исправлению каких-либо недостатков или к приведению в исполнение своих решений и распоряжений. Преосвященный Димитрий много потрудился и по устройству епархиальной администрации, не говоря уже о достройке церквей, которых особенно много в то время строилось по всей Новгородской епархии. Постоянно вызываемый в Петербург и подолгу отсутствовавший в своей епархии, он хотел окружать себя такими лицами, которым вполне можно бы было довериться: были даже случаи, что он не находил в свой епархии достойных лиц и вызывал архимандритов из других епархий. Известен преосвященный Димитрий и борьбою с расколом. Обычай раскольников того времени – сожигать себя, а в руки живыми не даваться – очень не нравился преосвященному, и он называл этот обычай «душам человеческим погибельным, следственно, и государству вредительным». Его стараниями не только военные команды, но и гражданское начальство, по распоряжению Сената, было привлечено к бдительному надзору за раскольниками и к искоренению этого обычая фанатиков. В Новгороде в 1759 г. преосвященный Димитрий устроил теплый собор – Входа Господня в Иерусалим, много заботился о монастырях и делал им значительные пожертвования от себя. Нельзя не упомянуть о том доверии и расположении и о тех великих милостях, какими осыпан был преосвященный Димитрий от императрицы Екатерины II. Он присутствовал при вступлении ее на престол, короновал ее и сопровождал ее в путешествии в Ростов для поклонения мощам св. Димитрия Ростовского. Высоко ценя твердый и проницательный ум преосвященного, его богатые богословские и церковно-исторические знания, его любовь и особенные заботы о духовном просвещении, императрица открыто гордилась, что имеет в России такого иерарха. Преосвященный Димитрий был постоянным мудрым советником государыни в духовных делах и верным исполнителем ее благих намерений. Он часто получал от императрицы различные «чрезвычайныя» поручения, касавшиеся и области веры, и административной. Памятником таких добрых и доверчивых отношений между государыней и преосвященным являются четыре письма к нему от императрицы. Вот эти письма.

«Преосвященный Димитрий. Между поселянами ныне сюда в Россию приезжающими, явились депутаты Гернгутские, которые просили Меня, чтоб им позволено было Синоду или архиерею, кого Я означу, предложить догматы их веры, которые лишь (как они сказывали) разнствуют от лютеранских одними обрядами, а сии, последние говорят, что они нигде терпимы быть не должны. Того ради извольте, Ваше Преосвященство, выслушать их и потом дать Мне знать Ваше мнение. Один из сих депутатов умеет по латини и по-гречески и, кажется, весьма учен; впрочем, в ожидании Вашего ответа, препоручая Себя молитвам Вашим, есмь к Вам с отличным благоволением, добросклонная Екатерина. 3 декабря 1763 года».

«Преосвященный Димитрий. Вручителя сего князя Вязем­ского посылаю к Вам для объяснения некоторого сумнительства, касающегося до раскольников. Прошу прислать чрез него ко Мне ответ. Екатерина».

«Преосвященный Владыко. Купца Тарусскаго Андрея Квасникова, который по безумию своему пророчествует, извольте затворить в монастырь епархии Вашей Иверской и там содержать его не токмо неисходно, но и приказать, чтоб никого к нему, а особливо из простых людей, не допускать; пера, бумаги и чернил не давать и ничем ему писать не дозволять, дабы он сумазбродными своими разговорами и письменными сказками не мог никого приводить в соблазн; чего ради и ныне при нем найденные бумажки и сумазбродныя рукописныя книги огню предайте келейно. Для лучшей же осторожности приставьте к нему двух гарнизонных солдат безсменно; и как ему, Квасникову, производить пищу и содержание братское из коллегии экономии, так и солдатам, к нему определенным, обыкновенную дачу гарнизонную от того места, откуда они до сего получали. О чем Вы сами извольте снестися, как в коллегию экономии, так и с губернатором Новгородским. Екатерина. 13 марта 1765 года».

«Преосвященный Владыко. Неприличные в гражданском житии поступки и непослушание графа Андрея Бестужева принудила отца его просить Меня о послании его на усмирение в Свирской монастырь, чего ради Ваше Преосвященство извольте от себя дать повеление к архимандриту того монастыря, чтоб оного Бестужева туда приняв, содержали по предписанию отцовскому под началом до тех пор, доколе новаго повеления о свободе его не последует. Вам доброжелательная Екатерина. 31 января 1766 года».

8 октября 1762 г. преосвященный Димитрий был произведен в митрополита. Высочайший указ об этом был очень краток: «Повелеваем синодальному члену Новгородской епархии архиепископу Димитрию именоваться той же епархии митрополитом. Екатерина». Но история добавляет, что титул этот вместе с пожалованием во владение 1000 душ крестьян даны преосвященному Димитрию за его личные качества и заслуги, в благодарность за оказанную им услугу императрице при восшествии на престол и при коронации. В ноябре 1762 г. митрополит Димитрий назначен был членом духовной комиссии о церковных имениях и об очинении штатов духовных. В 1764 г. утверждены взыскания и постановления этой комиссии, касавшиеся упразднения малолюдных и небогатых монастырей и обращения их в приходские церкви. По Новгородской епархии в 1764 г. упразднено до 75 монастырей с обращением их в приходские церкви. В 1767 г. государыня пожаловала митрополиту Димитрию осыпанную крупными бриллиантами панагию с изображением на одной стороне коронования Божией Матери, а на другой – портрета Екатерины II.

В том же 1767 г. митрополит Димитрий был назначен депутатом от Св. Синода и всего русского духовенства в комиссии по составлению проекта нового Уложения и 30 июня был в Москве при торжественном открытии этой комиссии. В эту же поездку в Москву высокопреосвященный Димитрий 22 ноября заболел (каменная болезнь и подагра) и 14 декабря 1767 г. в 2 1/2 часа пополудни на Заборовском подворье в Москве скончался от апоплексического удара на 59-м году от рождения. Смерть его своею неожиданностью поразила и повергла в уныние всех. По приказанию императрицы, тело его «со всякою великолепною погребальною церемониею» было отпето 18 декабря в Заиконоспасском училищном монастыре, затем перевезено в Новгород и 2 января 1768 г. погребено епископом Олонецким Антонием в Мартириевой паперти Софийского собора, подле «прочих его антецессоров».

Из сочинений митрополита Димитрия в печати известно только несколько его слов и речей, тогда как в рукописях они хранятся в нескольких сборниках. При жизни своей владыка издал на свой счет катехизис и разослал его по епархии; внук его, сержант Сеченов, в 1786 г. получил за эти книги 534 руб. и 120 оставшихся экземпляров катехизиса. Громадная же библиотека митрополита вся целиком передана в Новгородскую семинарию.

В десятилетнее управление митрополитом Димитрием Новгородскою епархиею сменилось шесть викариев. Четыре из них – Иоасаф, Парфений, св. Тихон и Иннокентий – именовались епископами Кексгольмскими и Ладожскими и жили в Хутынском монастыре, а остальные двое – Иоанн и Антоний – назывались Олонецкими и Каргопольскими епископами и жили в Александро-Свирском монастыре.

Иоасаф (Хотунцевский или Хотунцевич) (1758–1759 гг.) был родом из малороссиян; образование получил в Киевской духовной академии, там постригся в монашество и в 1739 г. в сане иеродиакона отправлен был из Киева в Московскую духовную академию проповедником. В 1741 г. Иоасаф был уже иеромонахом и экзаменатором Крутицкой епархии, а в конце 1742 г. возведен в сан архимандрита и избран в начальника духовной миссии, отправлявшейся на Камчатку. Деятельность его на Камчатке была весьма успешна: он сам лично крестил до 2000 туземцев, устроил там до пяти церквей при реках и основал в городах три школы, в которых обучалось более 200 мальчиков. В 1748 г. 7 июня архимандрит Иоасаф был вызван из Камчатки в С.-Петербург для посвящения в епископа Иркутской епархии; прибыл оттуда в августе 1752 г., но определение его в епископа почему-то не состоялось, и в 1754 г. 18 февраля он занял видный пост ректора Московской духовной академии, наставника богословия и архимандрита Заиконоспасского монастыря; в сентябре 1755 г. отказался от наставнической должности и оставался только ректором. 30 апреля 1757 г. архимандрит Иоасаф «за известныя довольныя труды его в разных послушаниях» перемещен в московский Высокопетровский монастырь, а «за камчатския многия проповедническия труды» дозволено было ему носить мантию со скрижалями и отправлять богослужение с осеняльными свечами и рипидами. 17 апреля 1758 г. он назначен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородскому архиепископу Димитрию; наречение в епископа состоялось 22 мая, а хиротония – 24 мая. Епископствовал он очень недолго: 30 мая 1758 г. он прибыл в Новгород, а в следующем году 29 апреля уже скончался и погребен в Юрьеве монастыре.

Парфений (в миру – Павел Сопковский (1759–1761 гг.) был родом малороссиянин, обучался в Киевской академии, откуда еще в 1744 г. был вызван архиепископом Амвросием в Новгородскую семинарию и состоял учителем синтаксимы и потом риторики; в 1750 г. сделан префектом, а 18 февраля 1756 г. произведен в сан архимандрита Антониева монастыря и назначен ректором семинарии; 23 апреля 1758 г. перемещен в Хутынский монастырь, но продолжал быть ректором семинарии; 1 октября 1759 г. определен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородскому архиепископу Димитрию; 5 ноября состоялось его наречение, а 6 ноября – хиротония. 17 лет прослужил в Новгороде преосвященный Парфений, но епископствовал из этого числа лет только 1,5 года. 7 марта 1761 г. его, «яко весьма к тому способнаго и достойнаго», назначили епископом Смоленским и Дорогобужским. Вскоре преосвященный Парфений был избран и до самой смерти состоял членом Св. Синода. Скончался он в ночь с 6 на 7 марта 1795 г., «бывши болен, и напутствовал к вечности». Погребен 18 марта в смоленском Успенском соборе в приделе близ западных входных дверей. Имущество его и библиотека (417 иностранных и 438 русских книг) разделено между его внуками.

Св. Тихон Задонский (в миру – Тимофей Савельевич Соколовский) (1761–1763 гг.) Кто не знаком с жизнью, деятельностью, подвигами и чудесами этого великого святителя? Многим, если не всем, знакомы даже мельчайшие подробности из его жизни. Он был сыном бедного дьячка, родился в 1724 г. в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии. Крайняя бедность и даже нищета, в которой рос, воспитывался и учился будущий святитель, выработали в нем ту простоту и незатейливость его жизни, обстановки и речи, и ту любовь к простому народу, которую он питал в себе до конца жизни, но ничуть не погубили и не уменьшили его великих духовных дарований. С 11 декабря 1738 г. до половины 1754 г. продолжалось его образование сначала в архиерейской школе, а затем  – в семинарии. С сентября 1750 г. (когда еще и сам учился) до апреля 1761 г. будущий святитель трудился на педагогическом поприще сначала в Новгородской, а потом в Тверской семинариях вот в каком порядке: учитель греческого языка, поэзии и философии и префект Новгород­ской семинарии, в 1758 г. постригся в монашество, затем стал архимандритом тверского Желтикова монастыря, в 1759 г. – архимандритом Отроча монастыря и ректором Тверской семинарии, 17 апреля 1761 г. был назначен епископом Кексгольм­ским и Ладожским, 11 мая было наречение, а 13 мая – и хиротония во епископа, викария Новгородскому архи­епископу Димитрию. И вот снова преосвященный Тихон – на родной земле и со своими старыми знакомыми и товарищами. В 1762 г. он присутствовал в С.-Петербургской синодальной конторе (Св. Синод был по случаю коронации в Москве), а 3 февраля 1763 г. перемещен на самостоятельную Воронежскую епископскую кафедру. Приключившаяся ему болезнь заставила проситься на покой, но его не уволили, и он святительствовал в Воронеже более четырех лет. В это краткое время много добра сделал для епархии: заново отстроил собор, архиерей­ский дом и консисторию, заботился об умственном и нравственном совершенствовании духовенства, открывал школы, сам своими проповедями просвещал народ и ревностно боролся с остатками язычества, с расколом и суевериями и с другими различными видами нравственной распущенности народа. Слабое здоровье и постоянные болезни беспокоили святителя и не позволяли ему так отдаться делу служения, как ему хотелось. Поэтому он с 1767 г. начал проситься на покой и только после нескольких прошений 17 декабря 1767 г. был уволен с пенсиею в 500 рублей и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), а с марта 1769 г. – в Задонском монастыре. Все время жизни на покое преосвященный провел в подвигах, в служении ближним, в делах милосердия и благотворительности; в это же время он написал и свои многочисленные сочинения. Постоянная молитва и богомыслиe св. угодника Божия, данный ему дар прозорливости, его кротость и готовность всегда придти на помощь к ближнему – все это привлекло к нему много друзей и почитателей, которые наперерыв друг перед другом старались получить у святителя наставление и совет. Скончался св. угодник Божий 13 августа 1783 г., на 59 году от рождения, и погребен 20 августа в Задонском монастыре. В 1845 г. были обретены нетленные мощи святителя, а многочисленные чудесные исцеления от гроба святителя привлекали все больше и больше верующих в Задон­скую обитель. 13 августа 1861 г. последовало торжественное открытие св. мощей угодника Божия, и сам он причтен к лику святых.

Иннокентий (Нечаев), сын дворового человека, родился в 1722 г. Окончил курс в Московской духовной академии и был в ней учителем риторики; в 1758 г. постригся в монашество и сделан в той же академии проповедником, а в 1759 году в августе – и префектом. 8 августа 1761 г. о. Иннокентий назначался ректором Новгородской семинарии, но за болезнию отказался и поселился в Троице-Сергиевой лавре, где и был в том же году сделан наместником. Однако, хотя и не надолго, судьба все-таки привела Иннокентия в Новгород: 23 февраля 1763 г. он был хиротонисован в епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородскому митрополиту Димитрию. Назначение это было результатом следующего всеподданнейшего доклада митрополита Димитрия 13 февраля 1763 г.:

«В новгородскую епархию, как при прежних архиереях, так и при бытности моей, по избраниям и усмотрениям архиерейским, для случающагося за отсутствием местнаго архиерея по великости епархии вспоможения, имянными государскими повелениями определяемы были викарии, из коих нынешней епископ Тихон, в 1761 году в викарии произведенный, по имянному В. И. В. указу переводится в Воронежскую праздную епархию. A на место его усмотрен мною к произведению в викарии ж достойным Свято-Троицкия Сергиевы лавры наместник иеромонах Иннокентий, из великороссиян, в школьном учении довольно обращавшийся и житие, и состояние честное оказывающий».

В том же 1763 г. преосвященный Иннокентий 28 мая был перемещен на самостоятельную Тверскую кафедру, а 29 октября того же года был уже епископом Псковским, каковым и оставался в продолжение 35 лет. 22-го сентября 1770 г. он возведен был в сан архиепископа. В день открытия Российской академии преосвященный Иннокентий объявлен был почетным ее членом и принимал деятельное участие в издании «Словопроизводнаго словаря». Он пользовался большим доверием императрицы Екатерины II: рассматривал «Наказ Екатерины» и «Положение о духовно-учебных заведениях». Ценя его светлый ум и разностороннее образование, императрица в своем «Антидоте» указывала на него, а также и на преосвященных Гавриила и Платона как на очевидное доказательство несправедливости иностранцев, клеветавших на русское духовенство. Из сочинений его известны: «Чин исповедания отроком», «Наставление священнику», «Приуготовление к смерти» и несколько проповедей, которые нужно бы было напечатать все «для принесения справедливой похвалы их сочинителю». 9 октября 1798 г. преосвященный «за старостию и болезнями» уволен был на покой и жил в Петербурге на Псковском подворье. Скончался 12 января 1799 г. и погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. При погребении –

«Вития о тебе не возгласил похвал;
Глас красноречия для праведника мал» (Державин).

В 1763–1764 гг. комиссией о церковных имениях и штатах духовных постановлено было: «в новгородской епархии быть викарию, коему и: жительство иметь в Олонце, и особливо на онаго штат положить», т. е. учреждалась (и в 1764 г. учреждена была) «викарная олонецкая епархия» с особою олонецкою духовною консисториею, с архиерейским домом и его служителями, управителями и проч., и существовала эта епархия до 1786 г.; архиереи ее назывались епископами Олонецкими и Каргопольскими.

После перемещения викарного епископа Иннокентия в Тверь митрополит Димитрий 28 апреля 1764 г. сообщал Св. Синоду, что «в звание викарнаго за достойнаго им усматривается человек состояния и жития честнаго и в школах ученый Троицкия лавры келарь иеромонах Антоний». Св. Синод 26 мая представил в викарии двух кандидатов – вышеозначенного иеромонаха Антония и Хутынского архимандрита Иоанна. 18 июня 1764 г. императрица повелела быть викарием Иоанну (Антоний же занял место викария после Иоанна, в 1767 г.).

Иоанн (Никитин), по происхождению великороссиянин, родился в 1721 г. По отзывам современников, он был «в школах ученый и жития и состояния честнаго». С 1758 г. состоял игуменом в новгородском Деревяницком монастыре, в 1762 г. произведен в архимандрита, а в 1763 г. перемещен в Хутынский монастырь. В сане архимандрита «обращался добропорядочно и безпорочно», и в 1764 г., вопреки желанию митрополита Димитрия, 18 июня был назначен епископом в новоучреждаемую викарную Олонецкую епархию: 14 июля состоялось наречение, а 15 июля и хиротония его в епископа Олонецкого и Каргопольского. Сразу же уехал в Александро-Свирский монастырь и три года неутомимо трудился над устройством полудикого, полуязыческого и глубоко зараженного расколом Олонецкого края. Устроил там консисторию, заводил школы, исправлял и просвещал духовенство, увеличивал число церквей и ревностно боролся с расколом. Забот и трудов было много, поэтому Новгорода и его ближайших уездов он не касался совершенно. 11 июля 1767 г. он был назначен епископом Устюжским и Тотемским и в новой епархии много потрудился для духовного просвещения юношества, устрояя школы и выписывая в них учителей из Новгорода. С 1780 г. начал недомогать. «Почувствовал в здоровье своем немалыя припадки, – писал он о себе, – и нахожусь головою почасту болен, а от того и ушми не дослышу, а при всем том и ногами весьма слаб». В 1785 г. подал прошение об увольнении на покой. Св. Синод по этому поводу рассуждал: «Преосвященный употреблял всегда служение свое к пользе св. церкви с должным рачением, умножившуюся же в нем болезнь надо почитать препятствием к управлению». 9-го июня 1786 г. он был уволен на покой с «благоволительною на содержание суммою» в 600 руб. в год; ему дан был в полное управление устюжский Архангельский монастырь, где он и скончался 13-го октября 1799 г. и погребен там.

Антоний (Ферапонтов), из великороссиян, в школах ученый, жития и состояния честного. С 1758 г. был сначала казначеем, а потом келарем Троице-Сергиевой лавры. Как лично извест­ный митрополиту Димитрию, был представлен им в 1764 г. к производству в епископы в новоучреждаемую викарную Олонецкую епархию, но произведен только в архимандрита Хутынского монастыря. 13 июля 1767 г. по вторичному представлению митрополита определен епископом Олонецким и Каргопольским; 11 августа было наречение, а 12-го – хиротония. «Антецессор» его далеко еще не все устроил в новой епархии, и преосвященному Антонию предстояло много забот и трудов. В том же 1767 г. скончался митрополит Димитрий. Преосвященный Антоний погребал его и затем снова уехал в Александро-Свирский монастырь и ведал дела только Олонецкаго края. В семь лет междуархиерейства (1768–1774 гг.) он только раз посетил Новгород, и вся его деятельность не выступала из пределов Олонца. Олонецкая же духовная консистория донесла в 1774 г. Св. Синоду и о смерти его: «Сего июня 7-го дня пополудни в 11-м часу преосвященный Антоний, будучи чрез немалое время в болезни, от сего временнаго в вечное блаженство отъиде»; погребен в Александро-Свир­ском монастыре.

Со смертью преосвященного Антония Новгородская епархия вдвойне осиротела. Он хотя и мало интересовался делами Новгородской епархии, но был ее викарием. Первое же сиротство началось со смерти митрополита Димитрия. Кто и как управлял епархиею во время междуархиерейства? Ответ на этот вопрос находим частию в следующем синодальном определении 17-го декабря 1767 г.: «В новгородской духовной консистории присутствующим быть тем же, кои от покойнаго митрополита Димитрия определены и ныне действительно находятся, и все в той консистории текущие дела без остановки производить и решить им в силу св. отец правил, духовнаго регламента и Е. И. В. указов; о делах же, коих оной консистории собою решить не можно, также о нужнейших, времени нетерпящих и собственного архиерейского разсуждения и решения требующих, и о ставленниках со всяким обстоятельством представлять Св. Синоду и ожидать указа». Из этого определения видно, что епархия вверялась консистории, о викарном же епископе Св. Синод не говорил ничего. Однако Новгородская консистория не удовольствовалась таким общим определением, а потребовала более точных указаний о своей деятельности.

Св. Синод до крайних размеров сократил деятельность консистории в управлении Новгородскою епархиею, предписывая откладывать дела до будущего архиерея или теперь же представлять их на рассмотрение Св. Синода. И можно видеть, что консистория поступала по смыслу последнего предписания, т. е. почти все епархиальные дела представляла на решение Св. Синоду. Кроме консистории, само духовенство и частные лица для ускорения своих дел обращались с просьбами непосредственно в Св. Синод. Дел по Новгородской епархии за это время в Св. Синоде накопилось так много, что Св. Синод вынужден был повторить свое бывшее определение о штрафовании духовенства за подачу в Св. Синод прошений, помимо консистории (исключая апелляции). Но это повторительное определение устраняло только дела по прошениям частных лиц, консистория же по-прежнему во всех делах требовала решения Св. Синода. Св. Синод делал распоряжения, посылал указы и не торопился с назначением в Новгород архипастыря. Только смерть викария Новгородского, епископа Олонецкого Антония, как будто напомнила Св. Синоду о ненормальном положении дел в Новгородской епархии.

Как-то особенно поспешно Св. Синод выбрал преемника Олонецкому епископу (пр. Антоний скончался 7 июня, а 20 июня был уже назначен туда преосвященный Вениамин), который немедленно был хиротонисован и получил от Св. Синода следующую инструкцию: «А как по Новгородской епархии, за неимением с 1767 г. епархиальнаго преосвященнаго архиерея, во все то время, в церковном благочинии и над священно- и церковнослужителями, все ль они в звании своем добропорядочно пребывают, подлежащаго, в силу духовнаго регламента, надсмотрения ни от кого не было, да и от Новгородской духовной консистории по всем делам, которыя до архиерейскаго суда и разсмотрения надлежат, представляют Св. Синоду, чрез что многим людем излишнее происходит затруднение, – того ради оному преосвященному Олонецкому, яко викарию Новгородской епархии, до будущаго местнаго архиерея, исполнять следующее: 1) по прибытии в Новгород Новгородскую семинарию и в ней учителей и учеников осмотреть, все ли они в звании и содержании своем пребывают порядочно и учение так ли происходит, как прежде от местных преосвященных архиереев учреждено; а что усмотрит неисправное, исправить и впредь о порядочном течении в оной науке иметь прилежнейшее наблюдательство; 2) по первом посещении вверенныя ему Олонецкия епархии, таким же образом посещать и Новгородской епархии церкви и монастыри, сколько когда, по его разсмотрению, время допустит, и притом церковнаго благочиния и поведения монастырских настоятелей, монахов и белаго священства наблюдать, и во всем поступать на таковом основании, как духовным регламентом и Высочайшими Е. И. В. указами повелено непременно; 3) от Новгородской духовной консистории ставленническия, о построении и освящении церквей, а притом тяжебныя и другия тому подобныя дела, кои до архиерейскаго суда и разсмотрения надлежат, представлять отныне при доношениях с надлежащими мнениями оному Новгородской епархии викарию, преосвященному Олонецкому, которому в том поступать и резолюции свои чинить по святым правилам, духовному регламенту и указам; но когда из того усмотрит какое важное или до учреждения чего вновь касающееся дело, о том ему, преосвященному, разсматривая и, не определяя ничего, представлять Св. Синоду со своим мнением и ожидать указу; 4) по оным делам к таким церквам, кои в своем благосостоянии находятся, на праздныя места священников и диаконов посвящать и церковников определять достойных и только в указанное по штатам число, а сверх онаго и недостойных, также по спорным делам, никого собою не посвящать и не определять; 5) вместо обветшавших и погоревших церквей, таких, при коих церковной земли и приходских дворов указное число находится, вновь строить и освящать дозволять; которыя же церкви окажутся малоприходныя и где земли недовольно, также в чем от кого спор происходит, о том представлять со мнениями Св. Синоду; 6) по таким же делам, кои указами Св. Синода до будущаго в Новгородской епархии местнаго архиерея отложены, в разсмотрение не вступать, а оставлять оныя так, как об них Св. Синодом определено; 7) для удобнейшаго по Новгородской епархии дел правления, оному преосвященному Олонецкому, до будущаго в Новгородской епархии местнаго архиерея, пребывание свое большею частию иметь на определенном Олонецкому архиерею жалованье в Новгороде в доме архиерейском, над которым так, как и над консисториею, прилежнейше смотреть, дабы ими чинено сходственно с государственными узаконениями».

Таким образом, на этот раз новгородскому викарию поручалось ведать дела не одной только Олонецкой епархии, но и Новгородской. Но через полгода в Новгород наконец был назначен архипастырь, деятельность викария сократилась, да и сам этот викарий, преосвященный Вениамин, очень скоро получил в управление самостоятельную епархию. Вот биографические сведения о нем:

Вениамин (в миру – Василий Федорович Румовский или Краснопевков) был сыном священника и родился 26 июля 1739 г. в селе Красном С.-Петербугской губернии. Первоначальное образование получил в доме отца, затем учился в духовном училище и в С.-Петербургской семинарии. В 1759 г. постригся в монашество и 9 лет учительствовал в С.-Петербург­ской семинарии. В 1768 г. сделан был префектом и учителем философии, а в 1770 г. – ректором; произведен в архимандриты и, оставаясь ректором, был настоятелем сначала Старо-Ладожского Николаевского, затем – Троицкого Зеленецкого монастыря и с 16 января 1774 г. – Троице-Сергиевой пустыни; «в проповеди слова Божия упражнялся достаточно» и состоял членом С.-Петербургской духовной консистории. В 1774 г. 20 июня состоялось назначение его на викарную Олонецкую епископскую кафедру; 10 июля он был наречен в епископа, а 13 июля хиротонисован. При отправлении в Новгород получил особую вышеприведенную инструкцию, которою поручались ему дела Новгородской епархии; но менее чем через год преосвященный Вениамин получил в управление соседнюю самостоятельную Архангельскую епархию. Более 23-х лет (с 1 апреля 1775 г.) он пробыл на этой кафедре: деятельно боролся с расколом (духоборцы) и много потрудился для исторического и археологического описания епархии; под его непосредственным руководством и при его деятельном участии напечатано было в «Любопытном месяцеслове» 1795 г. «Подробное историческое описание Архангельской епархии». В 1798 г. 26 октября он был перемещен в Нижний Новгород, где более 12 лет продолжал труды приснопамятного проповедника Димитрия Сеченова и заслужил название «истиннаго добраго пастыря». В Нижнем Новгороде он сначала назывался епископом Нижегородским и Алатырским, а с 16 октября 1799 г. – Нижегородским и Арзамасским; 11 ноября 1804 г. возведен в сан архиепископа. Скончался преосвященный Вениамин в ночь с 16 на 17 марта 1811 г. и погребен при нижегородском кафедральном соборе. В богословской литературе он известен как автор сочинения «Новая скрижаль», выдержавшего несколько изданий, и – «Священной истории для детей», переведенной на все европейские языки; ему же принадлежит перевод с латинского «Истории о животных».