Митрополит
Гавриил
(в миру Петр Петрович Петров (Шапошников))
на кафедре с 1775 по 1800 гг.
† 1801 г.

В г. Москве 18 мая 1730 г. у синодального иподиакона (а впоследствии московского священника) родился сын Петр. Первоначальное образование получил в доме родителей, затем с 12 лет «с отличным успехом» обучался в Московской славяно-греко-латинской академии и в 1754 г. окончил курс. Как один из лучших воспитанников, Петров мог бы быть оставлен при академии и сделаться учителем, если бы принял монашество; но это условие смущало его больше всего: по одним – он не хотел монашества по крайнему благоговению к монашеству, для которого он считал себя недостаточно приготовленным; по другим – потому что монашеское звание упало тогда во мнении воспитанников академии по причине грубого деспотизма малороссийских монахов – начальников их. Как бы то ни было, но Петров по окончании курса поселился в доме отца и просил себе просфорнического места в какой-либо церкви, чтобы иметь «маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви». В том же 1754 г. он получил место справщика, или старшего корректора, в Московской синодальной типографии. В 1757 г. ему предлагали место учителя пиитики в академии с условием принятия монашества, но он отказался. В 1758 г. он был наконец уговорен к принятию монашества и определен учителем риторики Троице-Сергиевой лавры или лаврской семинарии. 28 июня он принял пострижение с именем Гавриила и в три года прошел по всей лествице монашеских чинов и низших должностей до архимандрита и ректора семинарии включительно. Так, 30 июня 1758 г. он был рукоположен в иеродиакона, 1 июля – в иеромонаха, 7 июля определен ректором и учителем богословия лаврской семинарии, 14 августа назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, а 8 августа 1761 г. – ректором Московской академии с производством в сан архимандрита Заиконоспасского монастыря. На первых же порах педагогической деятельности Гавриил заявил о себе своими учеными трудами, а на поприще иноческого служения – особенною любовию к храму Божию и строго воздержанною жизнью. Все это в совокупности вскоре доставило ему известность среди светских и духовных сановников и в служебном положении возвысило до епископства. Сначала предполагали назначить архимандрита Гавриила законоучителем к наследнику цесаревичу Павлу Петровичу, но назначение это не состоялось. 23 октября 1763 г. он назначен был членом Московской синодальной конторы, а 29 октября того же года определен был в епископа Тверского и Кашинского. 6 декабря 1763 г. Гавриил был хиротонисован и через месяц был уже на месте назначения. Около двух лет он спокойно прожил в своей епархии, занимаясь епархиальными делами и учеными трудами, но в конце декабря 1765 г. был вызван в Петербург для различных занятий. Здесь сначала ему вместе с Н.И. Паниным было поручено какое-то дело; затем он занимался в комиссии по преобразованию духовных училищ, рассматривал и делал замечания на составленный Императрицею наказ для комиссии. В начале 1767 г. ездил со всем двором в Москву и из Москвы был отпущен в епархию, но ненадолго. В самом начале 1768 г. Императрица, возвращаясь из путешествия, заехала в Тверь и велела епископу Гавриилу ехать в Петербург, чтобы занять место депутата от всего духовенства в комиссии о сочинении проекта нового Уложения (вместо скончавшегося митрополита Димитрия Сеченова), а 20 марта того же года преосвященный Гавриил был избран в дирекционную комиссию, наблюдавшую за трудами всех других комиссий, работавших над проектом нового Уложения. Всеми исполняемыми преосвященным работами и поручениями Императрица осталась очень довольна и говорила, что Гавриил – «муж острый, резонабельный и непротивник философии». Умный и в то же время скромный, молчаливый, уступчивый и исполнительный, преосвященный Гавриил очень нравился Императрице, и она решила оставить его в Петербурге и притом в центре высшей духовной администрации. 27 сентября 1769 г. он был назначен членом Св. Синода, а 22 сентября 1770 г. – архиепископом С.-Петербургским и Ревельским. С этого времени преосвященный Гавриил постоянно жил в Петербурге, принимая участие во всех церковных распоряжениях правительства в качестве бессменного и притом первенствующего члена Св. Синода. Из распоряжений его как епархиального архиерея обращает на себя внимание учреждение в Петербург­ской епархии 23 февраля 1771 г. благочинных с особой инструкцией для них. Известны также заботы его по устройству Петербургской духовной семинарии и Александро-Невского монастыря, но все это было уже в связи с деятельностью его по Новгородской епархии.

По смерти митрополита Димитрия Императрица тогда же наметила преосвященного Гавриила на его место, но до сих пор не назначала, потому что место это было пока еще слишком высоко для него. Тогда он был еще Тверским епископом, а теперь С.-Петербургским архиепископом и членом Св. Синода. Время, значит, наступило, и 1 января 1775 г. дан был следующий Высочайший указ: «Всемилостивейше повелеваем быть архиепископу С.-Петербургскому Гавриилу совокупно и архиепископом Новгородским и С.-Петербургским». С этого времени в продолжение более ста лет обе епархии стали соединяться под властию одного иерарха. Титул же митрополита Новгородского и С.-Петербургского преосвященный Гавриил получил только 22 сентября 1783 г. Назначение преосвященного Гавриила на Новгородскую кафедру в первый же год его правления ознаменовалось значительными постройками. В 1775 г. в Софийском соборе и на колокольне его переделаны главы и кровля, перестроен архиерейский дом, а в 1780 г. устроены дома и для духовенства Софийского собора. Почти через полтора года после назначения, 6 мая 1776 г., преосвященный Гавриил первый раз уволен был из Петербурга на три месяца для обозрения Новгородской епархии. Не часто бывал он в Новгороде и после этого. Однако все это не мешало ему быть очень деятельным и внимательным к Новгородской епархии. Аскет и подвижник в жизни, всею душою любивший и уважавший монашество, преосвященный Гавриил приложил много забот на устройство иноческих обителей; с другой стороны, как муж высокообразованный, он заботился и о духовно-учебных заведениях, о сохранении древних рукописных и печатных книг и много уделял времени своим ученым занятиям.

Деятельность преосвященного Гавриила по устройству монастырей выразилась во введении в монастыри общежительного устава, в поощрении подвижнической жизни в монастырях, во внешнем благоустройстве обителей и в упорядочении монастырских расходов. Не только монастыри двух подчиненных ему епархий, но и многие другие пользовались вниманием и заботами преосвященного. Не было ни одного подвижника, с которым бы преосвященный не входил в духовное общение; он поощрял подвижников и часто перемещал их из монастыря в монастырь для просвещения иноков. В 1795 г. митрополит Гавриил составил правила общежития из 20 пунк­тов и 11 октября отправил их в Новгородскую консисторию для введения в Иверском, большом Тихвинском, Вяжицком, Клопском, Отенском, Моденском, Кирилловом-Новоезерском и Дымском (восстановлен в 1794 г.) монастырях и Филиппо-Ирабской (Ирапской) пустыни, возобновленной им в 1792 г. В 1786 г. новгородский Духов монастырь он обратил в женский и многие другие монастыри возобновил и устроил, снабдив их с 1782 г. правилами о сбережении неокладных монастырских доходов. Особенным вниманием митрополита пользовались Александро-Невский монастырь, окончательно им устроенный, и Валаамский монастырь, приходивший в запустение, но заботами митрополита введенный в штат 3 класса (1786 г.) и получивший устав Саровской пустыни.

С большим уважением относился митрополит Гавриил и к святыням новгородским: 9 июля 1775 г. по его распоряжению перенесены св. мощи братьев Алфановых из сгоревшего Сокольницкого в Антониев монастырь; в 1782 г. устроена рака для мощей святителя Моисея в Сковородском монастыре; 23 января 1786 г. перенесены мощи св. Феоктиста из упраздненного Благовещенского монастыря в Юрьев и устроена для них рака; то же сделано и в Синозерской упраздненной пустыни Устюжского уезда для мощей преподобного Евфросина, и в Софийском соборе в 1791 г. для мощей святителя Никиты. В 1781 г. три древних крестных хода по Новгороду (в воскресенье после Петрова дня, в Ильин день и в первое воскресенье после Ильина дня), с давних времен совершавшихся отдельно, но митрополитом Димитрием соединенных в один, митрополит Гавриил установил по-прежнему в отдельные дни. Для всего же духовенства митрополит Гавриил выхлопотал Высочайший указ 6 декабря 1796 г. об освобождении от телес­ного наказания обвиняемых в уголовных преступлениях.

Таковы же были заботы митрополита Гавриила и о духовно-учебных заведениях вверенных ему епархий. 4 ноября 1775 г. он перевел Невскую семинарию в Александро-Невской монастырь под свой ближайший надзор и в феврале 1780 г. учредил при ней русскую школу. 12 марта 1780 г. учредил такие же школы в пяти местах: в Новгороде при семинарии, в Старой Руссе при монастыре в каменных притрапезных церкви покоях, в Тихвине в Тихвинском монастыре, в Валдае на подворье Иверского монастыря и в Боровичах в старых келлиях строительских, наиболее в покоях для служителей. На каждую школу отпускалось до 300 руб. в год; в них обучали латинской грамматике, чтению, письму и пению; в префекты школ определялись настоятели монастырей или члены духовных правлений; из школ ученики поступали в Новгородскую семинарию. В 1783 г. митрополит Гавриил дал инструкции префекту Новгородской семинарии, а в 1788 г. присоединил Новгородскую семинарию к С.-Петербургской, оставив в Новгороде только низшие классы. 18 декабря 1797 г. Александро-Невская семинария переименована в духовную академию, и в 1800 г. вновь открыта семинария в Новгороде в том виде, какою была до присоединения к Петербургской.

Что касается ученых трудов митрополита Гавриила, то, как мы видели, они начались, когда он был еще ректором Московской академии. Так известны составленные им лекции по богословию; в 1761 г. он исправил и напечатал «Последование в неделю Православия»; «Слово на день вступления на престол императора Петра III»; «Слово на день коронования императрицы Екатерины II»; он же перевел на латинский язык книгу Бестужева-Рюмина – «Стихи, избранные из св. писания, служащие к утешению всякаго христианина, неповинно претерпевшего злоключение». В 1766 г. митрополит Гавриил принимал живое участие в исправлении «Кормчей», а в 1767 г. – «Пролога». Он прекрасно понимал и хорошо знал цену древних рукописных и печатных до XVII в. книг. По его распоряжению переписан в 1778 г. полууставом древний архиерейский чиновник, или устав Софийского собора, и снята копия с древнего пергаменного служебника в новгородской Софийской библиотеке. Он же в 1775 г. велел собрать в Софийский собор со всей Новгородской епархии древние рукописные и печатные книги для хранения в шкафах на хорах собора, а в 1781 г. велел составить всем этим книгам опись. По его инициативе переведена с греческого языка и издана в свет книга «Добротолюбие». Как член Российской Академии (с 21 октября 1783 г.), митрополит Гавриил принимал деятельное участие в составлении и издании академического словаря, за что удостоен Академиею золотой медали. Он был и почетным членом Академии наук и Академии художеств. В 1794 г. изданы в Москве «Толкования митрополита Гавриила на все соборные послания, кроме первого Петрова», а в библиотеке С.-Петербургской духовной академии хранятся в рукописи его толкования на Евангельские блаженства и на некоторые псалмы. В 1792 г. в СПб издано его сочинение «О служении и чиноположениях православныя греко-российския церкви»; им же составлено и «Последование о посещении болящих». В своих ученых трудах митрополит Гавриил строго держался православия и другим внушал это при всяком удобном случае, предостерегая от лжеумствований.

Царские милости такому великому деятелю продолжались почти до самой его кончины. Императрицею Екатериною II он давно уже был отмечен как из ряда вон выдающийся деятель: его советы всегда принимались с уважением, а просьбы внимательно выслушивались и исполнялись. 6 мая 1788 г. он получил добавочный оклад жалованья по званию архимандрита Александро-Невского монастыря; ему пожалована была Богородицкая мыза в Шлиссельбургском уезде; затем в 1789 г. – митра с жемчугом и бриллиантами, саккос из порфиры, алмазная панагия и наперсный яхонтовый крест, присланный Императрице папою Урбаном VIII. 8 ноября 1796 г. он первый из духовных получил орден св. Андрея Перво­званного.

Но непрестанная деятельность митрополита потребовала наконец и отдохновения, и кстати, митрополит Гавриил заметил, что с восшествием на престол Павла I особым вниманием Государя стал пользоваться Казанский архиепископ Амвросий. Митрополит просил увольнения от управления С.-Петербургскою епархиею и об отпуске в Новгород для поправления здоровья. В 1798 г. он уехал в Новгород, но в середине 1799 г. снова был в Петербурге, а 16 октября 1799 г. Высочайшим указом повелевалось Казанскому и Симбирскому архиепископу Амвросию быть архиепископом С.-Петербургским, а преосвященному Гавриилу оставаться митрополитом Новгородским и Олонецким. Уступив место новому царскому избраннику, митрополит Гавриил прибыл в Новгород, большую часть епархиальных дел передал своему викарию – преосвященному Антонию (Знаменскому), и в декабре 1800 г. подал прошение об увольнении от управления Новгородскою епархиею, с тем чтобы жить на покое в московском Симоновом монастыре. Прошение его почему-то не понравилось Государю, и Высочайшая резолюция 19 декабря 1800 г. гласила следующее: «Митрополита Новгородского Гавриила от управления епархиею увольняя, повелеваем ему остаться в Новгородском архиерейском доме, где он ныне находится». Получив увольнение на покой и как бы новое доказательство неблагосклонности к нему Государя, митрополит Гавриил очень мало пользовался отдыхом. 26 января 1801 г. в 3 часа дня он скончался на 71 году от рождения и погребен в Предтеченском приделе Софийского собора.

При митрополите Гаврииле в Новгороде сменилось девять викарных епископов, из них только двое оставались викариями по семи лет, а остальные – только по одному и по два года. Так несколько месяцев 1775 г. был при нем викарием преосвященный Вениамин (Краснопевков) – о нем написано ранее – гл. 54. Митрополит Димитрий (Петров). Затем в 1775–1782 гг. викарием был преосвященный Иоанникий (Микрицкий), в 1782–1783 гг. – Виктор (Онисимов), 1784–1786 гг. – Амвросий (Серебренников), в 1786–1788 гг. – Феофил (Раев), в 1788–1795 гг. – Афанасий (Вольховский), в 1795–1798 гг. – Досифей (Ильин), 1798–1799 гг. – Арсений (Москвин) и в 1799–1802 гг. – Антоний (Знаменский). Сначала викарные епископы назывались Олонецкими и Каргопольскими и жили в Александро-Свирском монастыре, а с 1786 г. именовались епископами Старорусскими и жили в Хутынском монастыре; Олонецкая же епархия была упразднена и соединена с Архангельскою.

Иоанникий (в миру – Иван Тимофеевич Микрицкий) был по происхождению новгородец. Он родился в 1731 г. в Успенском погосте Обонежской пятины Новгородского уезда, был сыном диакона. Образование получил в Новгородской духовной семинарии, куда в 1738 г. «был взят» вместе с другими священно-и-церковнослужительскими детьми, и с 1750 г. по 1762 г. состоял в той же семинарии преподавателем латинского и еврейского языков, а потом – и богословия. 11 апреля 1758 г. он постригся в монашество с именем Иоанникий и в том же году рукоположен в иеродиакона и в иеромонаха. 14 января 1760 г. он был произведен в игумена новгородского Сковородского монастыря, а 2 февраля 1762 г. назначен архимандритом Троицкого Данилова монастыря, ректором Переяславской семинарии и присутствующим в духовной консистории. Через шесть лет он снова вернулся в Новгород и уже не расставался с ним до самой кончины. 15 октября 1768 г. он назначен был архимандритом Юрьевского монастыря, в 1773 г. определен членом духовной консистории, а 2 апреля 1775 г. – уже епископом Олонецким и Каргополь­ским. 17 мая хиротонисован. 10 марта 1782 г. преосвященный Иоанникий по болезни был уволен на покой и жил сначала в Хутынском, а потом в Юрьевском монастыре, получая по 500 руб. в год пенсии. Проведя таким образом почти всю жизнь в Новгородской епархии, преосвященный скончался 29 декабря 1786 г. и погребен в соборной паперти Юрьева монастыря.

Ко времени пребывания преосвященного Иоанникия в Олонецкой епархии относится следующий синодальный указ 26-го июля 1779 г., характеризующий с некоторой стороны его личность: «Св. Правительствующий Синод, усмотря из дел, что Олонецкой епархии от многих священно-и-церковнослужителей и ставленников, певчих, звонарей и других служителей входят в Святейший Синод на епархиального их архиерея, преосвященного Иоанникия епископа Олонецкого, в разных притеснениях долговременным заключением и работами, и в телесных наказаниях, и о протчем непрестанныя жалобы, от которых Св. Синоду происходит излишнее утруждение, а в других важнейших делах помешательство, а как оной Олонецкий епископ состоит викарным Новгородской епархии, того ради приказали: оному преосвященному Олонецкому подтвердить, чтоб он, во исправлении вверенной ему епархии, духовнаго чина поступал по апостолу и по пастырской своей должности духом кротости, не отягощая их отнюдь неумеренными трудами и тюремными заключениями, паче же от телесных наказаний всячески воздержался, а в пресечение наносимых Св. Синоду затруднений и к ближайшему просителей удовольствию, отныне означенному викарию преосвященному Олонецкому быть под точным смотрением и наблюдательством синодального члена преосвященного Гавриила архиепископа Новгородскаго; а если и затем от священно-и-церковнослужителей и других на онаго викарнаго епископа просьбы последуют, по оным разсматривать и определения чинить ему преосвященному новгородскому, яко местному тоя епархии архиерею».

Виктор (Онисимов), родом из Новгорода. Образование получил в Новгородской духовной семинарии; по окончании курса постригся в монашество, рукоположен в иеродиакона и в иеромонаха и состоял в той же семинарии учителем пиитики. 11 июня 1761 г. был отправлен в Испанию (Мадрид) для священнослужения при русской посольской церкви. За границей о. Виктор очень бедствовал, так как дороговизна съестных припасов не соответствовала малому окладу, получаемому им из России жалованья, и сильно страдал от непривычки к морскому климату и нестерпимой жары. С 1762 г. начал проситься обратно в Россию, но получил разрешение на это только 16 декабря 1765 г., когда и посланник наш был отозван из Испании. О. Виктор в Россию прибыл 7 сентября 1766 г. и 15 сентября был произведен в сан архимандрита Вяжицкого монастыря; а в 1770 г. перемещен в Иверский монастырь. 2 апреля 1775 г. он был назначен настоятелем новгородского Юрьева монастыря и 25 апреля 1782 г. – епископом Олонецким и Каргопольским, викарием Новгородской епархии; 1 июля было наречение, а 3 июля – хиротония. Преосвященный Виктор 24 января 1783 г. доносил Св. Синоду: «Сего января 24 числа, в силу духовнаго регламента, отправился я для посещения епархии моей в г. Каргополь. О чем Св. Синоду благопочтеннейше рапортую». 22 сентября 1783 г. назначен епископом Владимирским и Муромским, в 1788 г. переименован в епископа Суздальского и Владимирского, а 18 октября 1799 г. – в епископа Владимирского и Суздаль­ского, причем должен был переехать из Суздаля во Владимир. В это время император Павел проезжал через Владимир, принял ласково епископа Виктора и сказал ему: «Здравствуй, архиепископ» (слова эти тогда означали пожалование в архиепископы). Ободренный царскою милостию, престарелый архипастырь стал просить у Государя дозволения переселиться назад в свой суздальский дом, но Государь прогневался и отвечал ему: «Жить тебе здесь, а не в Суздале. Прощай, епископ» (т. е. лишил его архиепископства). Старанием преосвященного Виктора украшен кафедральный собор в Суздале, обновлены иконостас и вся стенная живопись, увеличена ризница и устроены новыя раки для мощей св. епископов суздальских Феодора и Иоанна. 24 февраля 1800 г. именным Высочайшим указом преосвященный Виктор отставлен «на смирение», отставлены от должностей и все присутствующие члены Владимирской духовной консистории. Из указов не видно, за какие вины последовало такое строгое наказание. Много ходит рассказов об этом событии, но все они более или менее основаны на догадках: одни говорят, что катастрофа последовала вследствие столкновения со светскою властью, а другие – что это было вызвано жестоким обращением епархиальной власти с духовенством. Из Владимира преосвященный Виктор отправился в новгородский Юрьев монастырь и жил там до самой своей смерти, получая с 1801 г. тысячерублевую пенсию. Скончался он 29 марта 1817 г., погребен в Юрьевом монастыре. (По другим источникам – в Хутынском)

Амвросий (в миру – Авраам Никитич Серебренников или Серебряков), по происхождению великороссиянин, сын дьячка села Отчины Вятской губернии, родился в 1745 г. Образование получил в Вятской духовной семинарии (с 1758 г.) и Московской славяно-греко-латинской академии. По окончании в 1768 г. курса был учителем высшего грамматического класса в Вятской духовной семинарии, с 1771 г. – учителем поэзии, а в августе 1775 г. перешел в Троицкую лаврскую семинарию на греческий язык, риторику и историю. 14 августа 1775 г. постригся в монашество с именем Амвросия. В 1776 г. преподавал философию уже в Московской академии. 28 августа 1777 г. сделан префектом академии и присутствующим в Радонежском духовном правлении. 28 июля 1782 г. о. Амвросий был назначен ректором Новгородской духовной семинарии и произведен в архимандрита Антониева монастыря. 25 ноября 1783 г. состоялся Высочайший указ о назначении его епископом Олонецким и Каргопольским, викарием Новгородской епархии, наречение было 1 декабря, а хиротония 26 декабря. 18 марта 1784 г. велено было ему «иметь пребывание в С.-Петербурге по случаю дел, относящихся к Новгородской епархии». А в 1785 г. за ученые труды он избран был в члены Российской академии. 28 ноября 1786 г. он возведен в сан архиепископа Екатеринославского и Херсонеса Таврического. Ученый и любознательный, бдительный и кроткий, архиепископ Амвросий близко сошелся с князем Потемкиным и во время войны с Турцией был приглашен князем на место военных действий. 22 декабря 1789 г. назначен местоблюстителем молдо-влахийской экзархии. Высочайший указ гласил: «Паству митрополии молдо-влахийской указали Мы препоручить находящемуся при армии Нашей архиепископу Екатеринославскому Амвросию, как местоблюстителю помянутой экзархии». 5 февраля 1790 г. архиепископ Амвросий «в разсуждении отличных трудов его и усердия в прехождении его должности» Всемилостивейше пожалован титулом члена Св. Синода. По окончании войны преосвященный Амвросий возвращался в свою епархию, но в Полтаве заболел горячкою и через девять дней скончался 13 сентября 1792 г. Погребен в полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Из литературных трудов преосвященного известны: «Руководство к оратории», три его слова надгробных Потемкину и перевод с французского сочинения Мильтона «Потерянный рай». Он был «рачительным соучастником в собраниях академии» и принимал большое участие в издании этимологического словаря. В рукописи известны два его сочинения – «Сравнение истин христианства с началами магометанской религии» и «Толкование на пророка Иезекииля».

С перемещением преосвященного Амвросия в Екатеринославль уничтожена была викарная Олонецкая епархия и открыто Старорусское викариатство. Вот как говорит об этом Высочайший указ 15 марта 1787 г.: «Повелеваем олонецкую епархию соединить с архангельскою, составя одну из губерний архангельской и олонецкой, почему и епископу ея именоваться архангельским и олонецким; пребывание ему иметь в городе Архангельском до того времени, покуда архиерейский дом в Петрозаводске окончен будет, а тогда перевести его в Петрозаводск. А как за отделением олонецкой епархии из ведомства новгородского митрополита, по пространству его епархии и по обязанности быть в столице Нашей, имеет он нужду в пособии, то и быть при нем викарному епископу с именованием старорусского. В сей сан всемилостивейше пожаловали Мы Хутынского монастыря архимандрита Феофила, повелевая посвятить его в С.-Петербурге. Жалованье и содержание, положенное в штатах викарному архиерею, производить ему, включая в оное и тот оклад, что архимандриту того монастыря положен. Особаго собора и консистории ему не назначать, ибо он должен управлять делами в епархии под начальством вышняго своего архиерея. Екатерина».

При исполнении этого Высочайшего указа все церкви Олонецкой епархии распределены были между шестью епархиями: Архангельскою, Вологодскою, Новгородскою, С.-Петербургскою, Тверскою и Устюжскою. Новгородская епархия получила 48 церквей в г. Устюжне Железнопольской и в Устюжском и Тихвинском уездах; ризница архиерейская была отправлена в Новгород; Олонецкая консистория переведена в Архангельск и Олонецкая семинария переименована в духовную школу с курсом учения до «синтаксимы». А вот и буквальное распоряжение митрополита Гавриила о деятельности викарного епископа Феофила, сделанное митрополитом 13 сентября 1787 г.:

«Пребывание оный преосвященный имеет в новгородском Хутыне монастыре; дела по новгородской епархии в управление ему поручены следующия: 1) свидетельствовать ставленников в чтении и разсматривать их состояние; 2) кто окажется достоин, помечать и консистории делать производство; 3) произведенныя дела присылать ко мне на ревизию; 4) по получении моей резолюции посвящать; 5) посвящаемым для принятия грамоты являться ко мне; 6) когда из диаконов кто не имеет грамоты в производстве, прописывать и о сем; 7) словесныя и письменныя просьбы и жалобы принимать, разсматривать и решить и консистории новгородской по резолюциям исполнять; 8) по представлениям от благочинных предписывать следовать, и в важных случаях, особливо в пьянстве и в предосудительных поступках, велеть консистории представлять мне; 9) смотреть за благочинными, чтоб исправны были в своей должности и не делали потачки; 10) которые неисправны окажутся, представлять мне; 11) смотреть над консисториею, чтоб  упущения по определениям и резолюциям моим не было, и когда что окажется, представлять; 12) поручаются в смотрение соборные священно-и-церковнослужители и штрафование неисправных в своей должности, а кто из них ненадежен, о тех представлять; 13) певчих иметь в смотрении и набирать для заготовления на спадающие голоса; 14) иметь смотрение над семинариею, порядком учения и хранением библиотеки и стараться умножать учеников из епархии новгородской и старорусской, и для того заблаговременно разсматривать ведомости, кого от какой церкви требовать; 15) наблюдать, дабы во всех церквах священнослужение исправляемо было благоговейно и читаемы были поучения; 16) когда откроется место выгодное, требовать от семинарии, и когда никто из семинаристов не пожелает, тогда производить из церковнослужителей достойнаго; 17) понуждать священников и диаконов ученых, чтобы говорили проповеди в град­ских церквах по крайней мере два раза в год; 18) наблюдать за обучающимися живописному (искусству), дабы заведение не оставалось без успеха; 19) назначать семинаристов на проповеди; 20) в которой церкви моей епархии разсудит служить и кого к служению нарядить, сие исполнять; 21) распределение о певчих, кому и когда в Софийский собор ходить, предоставлено его разсмотрению; 22) когда время дозволит, осматривать части новгородской епархии, списавшись со мною. Гавриил митрополит новгородский».

Феофил (Раев), по происхождению малороссиянин, родился в 1740 г. в Глуховском повете Черниговской губернии. Лишившись родителей еще в раннем детстве, Раев в большой нужде получал образование в Черниговской духовной школе (до 18 лет) и потом в Киевской духовной академии. В 1762 г. постригся в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, в том же году 4 сентября определен учителем во вновь открытые в Новгородской духовной семинарии географический и немецкий классы, где «при изрядном житии и состоянии трудился с особливым тщанием». 15 мая 1769 г. переведен «на пиитику», и 27 июля в С.-Петербурге посвящен в иеромонаха; 29 сентября 1770 г. был сделан префектом; 13 июля 1774 г. назначен ректором семинарии, 18 июля произведен в архимандрита новгородского Антониева монастыря и присутствовал в консистории. В 1780 г. вызван был в Петербург для исправления чреды священнослужения и проповеди Слова Божия; присутствовал в С.-Петербургской духовной консистории; в июле 1782 г. перемещен в Хутынский монастырь, а 15 марта 1787 г. избран в епископа Старорусского, викария Новгородского; 16 апреля было наречение, а 21 апреля 1787 г. хиротония в Царском Селе. Но через год, 6 мая 1788 г., преосвященный Феофил перемещен был в Тамбов, где и епископствовал 22 года. Памятником долговременного его управления Тамбовскою епархиею служат новые помещения духовной семинарии, введенные им новые порядки в консистории, многие монастыри и церкви с их церковным благочинием, борьба с духоборцами и молоканами, размножившимися тогда в Тамбовской епархии, и многое другое. 6 февраля 1794 г. был перемещен в Астрахань, но 11 марта того же года Высочайшим указом повелевалось «епископу астраханскому Феофилу остаться по-прежнему в Тамбовской епархии». В 1804 г. преосвященный Феофил был обвинен пред Государем в удержании монашеского и певческого жалованья, в поборах со ставленников за миро, антиминсы и проч., но все оказалось ложью. В июне 1810 г. епископ Феофил заведовал Воронежскою епархиею, а 14-го декабря 1811 г. с ним случился апоплексиче­ский удар, закончившийся 23 декабря того же года смертию. Погребен он в Казанском храме при Тамбовском архиерей­ском доме.

Афанасий (Вольховский), по происхождению малороссиянин, родился в 1741 г. Обучался в духовной семинарии и киевской академии. По окончании курса был священником и протоиереем в Полтаве; в 1769 г. постригся в монашество и поступил в черниговский Ильинский монастырь, где трудился в сказывании проповедей. В 1776 г. он был назначен игуменом Кирилло-Белозерского монастыря, а в 1781 г. – наместником Александро-Невской лавры и в то же время состоял архимандритом Вяжицкого монастыря. Присутствовал все время в духовных консисториях: сначала в Черниговской, затем в С.-Петербургской и после – в Новгородской. 12 ноября 1785 г. архимандрит Афанасий был назначен настоятелем новгородского Юрьева монастыря, а 6 мая 1788 г. избран в епископа Старорусского, викария Новгородского, 14 июня было наречение, а 30 июля хиротония. Данная митрополитом Гавриилом преосвященному Феофилу инструкция оставалась действующею и во время семилетнего викариатства преосвященного Афанасия. 5 марта 1795 г. он был назначен епископом Могилевским и Полоцким, а через два года уволен на покой. Высочайший указ 27 августа 1797 г. был следующего содержания: «По прошению епископа Могилевского и Полоцкого Афанасия, увольняем его от управления тою епархиею, повелевая Синоду назначить ему пребывание в мгарском Лубенском монастыре, сходно с его желанием, но без управления тем монастырем». В 1800 г. с ним случилось умопомешательство, и он взят был из монастыря одним его родственником в Полтаву, откуда уже и не возвращался в монастырь, несмотря на строгие предписания и указы о возвращении. Скончался он в Полтаве 1 января 1801 г. и погребен в полтавском Крестовоздвиженском монастыре.

Досифей (Ильин), из великороссиян, родился в 1751 г. Обучался в разных училищах и в Орловской духовной семинарии, где по окончании курса сам был учителем, префектом и ректором. В монашество постригся в 1788 г. и настоятельствовал в разных монастырях; в 1793 г. был архимандритом Троице-Сергиевой пустыни и присутствовал в С.-Петербургской духовной консистории; затем недолгое время был архимандритом новгородского Антониева монастыря и 17 марта 1795 г. назначен епископом Старорусским, викарием Новгородским. 22 марта было наречение, а 25 марта – хиротония. При нем 18 декабря 1797 г. Высочайше утверждена была «Роспись о прибавочных на духовныя места суммах», где между прочим назначено было и у викария Новгородского епископа Старорусского «быть собору и консистории». Но в 1798 г. Св. Синод доложил Государю, что «как в Новгородской епархии состоит городов и церквей число немалое, отчего местный тамошний архиерей в управлении теми церквами имеет великое неудобство, то не благоугодно ли будет Высочайше повелеть: 1) на основании духовных штатов 1764 г. викарному Новгородскому поручить в управление церкви, отшедшия ныне, по упразднении в 1796 г. декабря 12 губернии Олонецкой, от епархии Архангельской в губернию Новгородскую; 2) пребывание ему иметь в том же новгородском Хутыне монастыре, где он доселе имел оное, с присовокуплением ему наименования Олонецкого и Каргопольского; 3) за таковым к нему, викарному епископу, показанных церквей отделением, епископу Архангельскому именоваться впредь вместо Олонецкого Холмогорским». В ответ на этот доклад 5 октября 1798 г. состоялся следующий Высочайший указ: «Разсмотрев поднесенный Нам доклад Синода о Новгородской епархии, в отвращение неудобств в управлении тамошними церквами, повелеваем: 1) Новгородскому викарному епископу поручить в управление церкви, отшедшия ныне, по упразднении Олонецкой губернии, от епархии Архангельской в губернию Новгородскую; 2) пребывание ему иметь в том же Хутынском монастыре; 3) наименование ему иметь то же самое, какое он ныне имеет».

Таким образом, консистории в Старой Руссе устроено не было, и преосвященный Досифей, сверх бывших у него в управлении церквей в г. Старой Руссе с его уездом, получил церкви в следующих городах: Петрозаводске, Олонце, Каргополе, Вытегре и уничтоженном Лодейном Поле, приписанном к Олонецку, с их уездами, – да еще вступившие в ту же Новгород­скую губернию из уездов Пудожского и Новенецкого, которых, по доставленным в Св. Синод от преосвященного епископа Архангельского ведомостям, показано во всех упомянутых городах и уездах 231, да монастыри – мужеской штатный второ­классный Александро-Свирский, третьеклассный Александро-Ошевенский, женский третьеклассный Каргопольский Успенский и заштатный мужской Спасо-Каргопольский. Но преосвященный Досифей 26 октября 1798 г. был перемещен на Орловскую епископскую кафедру, и управлять новоприсоединенными церквами пришлось уже его преемнику. В Орлов­ской епархии деятельность преосвященного имела широкие границы: кроме забот о просвещении и устройстве духовных училищ в Брянске и Ливнах, он обновил брянские монастыри и особенно ревностно вел борьбу с усилившимся расколом. Много хлопот наделало ему и возникшее в 1810 г. неудовольствие с секретарем консистории из-за порядков и делопроизводства канцелярского. 12 марта 1817 г. преосвященный Досифей подал прошение об отставке. «По старости, – писал он в прошении, – а паче за частыми болезненными припадками, нахожу себя не в силах ко управлению епархиею и прошу уволить меня на пребывание в Трубчевском Спасском Чолнском монастыре Орловской епархии с управлением им, или в заштатной Богородицкой Площанской пустыни с управлением ею». 28 мая состоялся всеподданнейший доклад Св. Синода об этом, а 4 июня 1817 г. – Высочайшее повеление об увольнении от управления епархиею на пребывание в Трубчевском монастыре с управлением им. В июле 1821 г. преосвященный Досифей ездил в Киев и Лубны на поклонение святым местам. Скончался он 6 июня 1827 г. после долговременной и тяжкой болезни и погребен в Трубчевском монастыре.

Арсений (в миру – Василий Москвин), из великороссиян, сын священника, родился в 1745 г. в с. Петровском Кашин­ского уезда Тверской губернии. С 1760 г. обучался в Твер­ской семинарии, а с 1768 г. – в Троице-Сергиевой. В 1774 г. был назначен учителем Тверской семинарии; 15 января 1777 г. постригся в монашество с именем Арсения, в 1778 г. рукоположен в иеромонаха и сделан экономом Тверского архиерейского дома и строителем Николаевского Малицкого монастыря. В 1783 г. был префектом семинарии, игуменом тверского Желтикова Успенского монастыря и членом консистории. 9 января 1786 г. велено было произвести его в архимандрита нижеломовского Богородичного монастыря с назначением ректором Тамбовской семинарии, но Тверской архиепископ не отпустил его от себя, потому что некому было поручить исправление занимаемых им должностей, и о. Арсений 30 января был оставлен в Твери и в том же году сделан ректором семинарии, а 11 февраля 1789 г. возведен в сан архимандрита Троицкого Калязина монастыря с оставлением в должности ректора. 31 января 1798 г. он назначен членом Св. Синода, а 26 октября того же года избран в епископа Старорусского, викария Новгородского; 1 ноября было наречение, а 7 ноября – хиротония. Викариатствовал он меньше года: 1 октября 1799 г. он был назначен в Воронеж, 16 октября было изменено первое его назначение, хотели послать его в Пермь, но 26 ноября того же года он оставлен епископом Воронежским и Черкасским. В 1802 г. он перевел Валуйское духовное правление в г. Бирюч, защищал права Спасопреображенского Толшевского монастыря в деле об угодьях, исправил семинар­ские помещения и ревностно боролся с расколом, не дозволяя старообрядцам строить церкви. Скончался он 6 мая 1810 г. во 2 часу по полудни после долговременной болезни. Пред смертию просил не тревожить вызовом на погребение соседних престарелых архиереев. Погребен в воронежском Благовещенском соборе.

Антоний (Знаменский), по происхождению из великороссиян, духовного звания, родился в 1761 г. и обучался в Новгородской и С.-Петербургской семинариях. Вот его дальнейшая автобиография: «По окончании в С.-Петербургской Александро-Невской семинарии курса наук, проходил я в оной же с сентября 1788 г. по 14 ноября должность учителя высшаго класса латинскаго языка; с 15 ноября по январь 1790 г. – учителя российской и латинской поэзии, с января ж по сентябрь – учителя российской и латинской риторики; с сентября по 31 августа 1792 г. – учителя высшаго латинского и россий­ского красноречия; с 31 помянутого августа по 8 апреля 1795 г. – учителя философских наук, а с оного апреля по 1798 г. – учителя богословских наук в оной же семинарии, с декабря 1797 г. Всемилостивейше возведенной на степень академии. Во время прохождения оных учительских званий, с октября 1788 г. по сентябрь 1792 г. был я библиотекарем той же семинарии. С марта 1792 г., по пострижении моем в монашество, по 8 апреля 1795 г. обучал я кадетскую роту лейб-гвардии Измайловского полка Закону Божию и священной истории. С 19 мая 1792 г. по 8 апреля был префектом семинарии, с 8 апреля 1795 г. по декабрь 1797 г. – ректором той же семинарии, а с оного декабря – ректором же новопожалованной С.-Петербургской академии, а вместе учителем Закона Божия и священной истории в Петропавловском главном немецком училище детей обоего пола греко-российского исповедания. Июля 10 1794 г. произведен архимандритом новгородского Вяжицкого монастыря, а 10 сентября 1797 г. повышен на архимандрию первоклассного новгородского Иверского монастыря, коим и управлял я по октябрь 1799 г. С 27 июня 1795 т. по октябрь 1799 г. был я членом С.-Петербургской духовной консистории, а с 29 марта того ж 1795 г. по октябрь 1799 г. – духовным цензором ново­учрежденной тогда С.-Петербургской цензуры; с 16 августа 1799 г. — вместе и наместником Александро-Невской лавры по 1 октября, когда Всемилостивейше пожалован епископом Старорусским, викарием Новгородской митрополии (наречен 3 октября, а хиротонисован в Гатчине 9 октября 1798 г.). Находился в сей должности по 1802 г. июля 5, в которое переведен в Вологодскую третьеклассную епархию. 13 февраля 1803 г. Всемилостивейше пожалован архиепископом второклассной Тобольской епархии, коею управлял по 1806 г. 24 мая, в которое Его Императорское Величество, милосердно воззрев на разстроенное мое здоровье, благоизволил Высочайше повелеть переместить меня на Ярославскую второклас­сную епархию, коею и управляю пятнадцатый год, хотя по Монаршему соизволению оканчиваю второй год присутствования в Св. Синоде, имея некоторое успокоение от значительной части епаршеских трудов и употребляя врачебныя пособия для поддержания здоровья». В 1820 г., изложивши все вышеписанное, он далее писал Государю: «Но приблизившаяся старость и мучительное действие солитера лишают меня способности отправлять многотрудную должность епархиальнаго архиерея с надлежащею деятельностию и исправностию. A сие принуждает меня, Всемилостивейший Государь, всеподданнейше просить Вашего Императорскаго Величества об увольнении меня от управления епархиею и по недостатку средств к содержанию себя и облегчению болезненнаго положения пособием врача и лекарств, о всемилостивейшем пожаловании пенсиона, с дозволением остальные дни жизни моей проводить мне в Новгородской епархии в третьеклассном Деревяницком монастыре, кои я буду проводить в молитве о здравии и благоденствии Вашего Императорского Величества и всей Высочайшей фамилии и о благе церкви и отечества». 12 июля 1820 г. он был уволен, а 9 ноября 1820 г. ему назначена пенсия в 3000 руб. в год. Скончался он 11 августа 1824 г. в 10 часов утра, «быв немалое время болен», погребен в Хутынском монастыре.

При назначении его епископом Старорусским 16 октября 1799 г. был Высочайше конфирмован доклад Св. Синода о распределении епархий сообразно границам губерний; 14 пункт этого доклада следующий: «В Новгородской епархии учредить для вспомоществования местному архиерею в отправлении епаршеских дел викарнаго епископа на таком положении, чтобы он, состоя в непосредственном ведении и зависимости от местнаго архиерея, исправлял порученныя ему дела в консистории его, заимствуя от него при церковном служении ризницу и все при том нужное; почему и определяется ему, викарному епископу, иметь пребывание в первоклассном Варлаамиевом Хутыне монастыре, коим непосредственно и управлять ему с получением положеннаго по званию архимандрита того монастыря жалованья и всего принадлежащаго на его часть и с прибавкою сверх того по 1000 руб. в год и 12 человек служителей сверх положенных при монастыре с следующим на них жалованьем».

Глубоко ученый, преосвященный Антоний был отцом сирот – устройство и поддержка благотворительных учреждений были первым делом его на всех местах служения. В Тоболь­ской епархии он особенно заботился об устройстве семинарии в Чукмане, сгоревшей в 1788 г. и помещавшейся в Знаменском монастыре; 27 января 1804 г. дано было разрешение на постройку новой. Особенно широка была его деятельность в Ярославской епархии: устройство семинарии, училищ, призыв к участию церквей и монастырей в содержании беднейших учеников, устройство архиерейского дома, приходы и приписныя к ним земли, борьба с продавцами вина на церковной земле, устройство церковных кружек в пользу ярославского дома призрения ближняго и пр. – все это было плодом его распорядительной деятельности. Из сочинений его известны «Compendium Hermeneuticae sacrae», M., 1805 г., Eutropii Breviarium historiae Romanae с русским объяснением и примечаниями, перевод с иностранного – «Истина христианского благочестия, доказанная воскресением Иисуса Христа», М., 1804 г., много проповедей.

О причинах увольнения его от управления епархиею говорят различно. Одни указывают на то, что преосвященный Антоний в Св. Синоде будто бы во время производства дела о расторжении брака великого князя Константина Павловича заявил мнение против развода. Другие (Лабзин) указывают другую причину: «Проживавший в Петербурге архиепископ Ярославский, который на поучение князя, что церковь должна быть в сердце, отвечал: «То-то и беда, ваше сиятельство, что часто вместо церкви находишь только колокольню; благовестят, благовестят, а как подойдешь к мнимой церкви, то ни Божией службы, ни того, кому бы совершать оную, не найдешь: одни колокола, в которые звонят мальчишки, – высылается отсюда вон. Спрашивается, почему сии внутренние христиане не терпят никаких себе возражений?».

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15