Епископ
Иоанн I Папин (Попин)
на кафедре с 1108 по 1130 гг.
† 1130 г.


Иоанн, по прозванию Папин или Попынин, был избран в епископы Новгороду, вероятно, из иноков Печерского монастыря так же, как и его предшественники, и прибыл на свой престол вскоре после кончины святителя Никиты.

Летописи и история вовсе не упоминают о личности Иоанна до возведения его на святительскую кафедру; равно как и о последующей его жизни и деятельности в Новгороде тоже весьма мало известно. Видно только, что Иоанн был пастырь кроткий и благочестивый. (В житии епископа Нифонта Иоанн назван «блаженным».) Любил безмолвие, не вмешивался в современные дела, которые мало касались его духовной власти. Впрочем, время пастырского служения его для Новгорода памятно во многих отношениях, а именно: во-первых, тем, что протекло большею частью в мире и среди славы Новгородской области, потому что тогда преемственно княжили здесь добродетельный и храбрый Мстислав Владимирович – сын Мономаха, прозванный за свои деяния Великим, и потом Всеволод-Гавриил – достойный сын Мстислава. Оба князя были благочестивы и воинственны, держали соседей в страхе и своими победами над беспокойной чудью прославили Новгородское оружие. Далее, при Иоанне продолжал свой молитвенный подвиг на камне преподобный Антоний Римлянин; по совету и благословению его окончен построением Антониев монастырь и в нем каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, место для которого приготовлял еще святитель Никита. Основан в 1119 г. Юрьев монастырь и в нем храм святого великомученика Георгия. Основана в 1127 г. церковь в честь Иоанна Крестителя на Опоках, на Петрятине дворе и другие. (Под 6623 г. основана церковь Феодора Тирона новгородским гостем среди двух улиц – Щирковой и Разважи). Но памятнее всего следующее обстоятельство: при Иоанне было чудесное принесение из Киева в Новгород по водам озера Ильменя чудотворного образа святителя Николая и чудесное исцеление князя. Вот как описывается это событие в летописи, хранящейся в Никольском соборе. В лето от сотворения мира 6621-е (1113 г.) князь Мстислав, неизвестно от чего, сделался тяжко болен расслаблением всех членов. Болезнь его усиливалась с каждым днем. Томимый тяжким недугом, он со слезною молитвою об исцелении обратился к Господу и призывал на помощь великаго угодника Божия Николая, мощи котораго незадолго пред тем временем были перенесены из Мир-Ликийских (в Малой Азии) в Бар-град (в Италии). Пламенная молитва больного скоро была услышана. В одну ночь святитель сам явился князю и сказал ему: «Что скорбиши зело, княже? аще хощеши здрав быти, посли в Киево-Софийский храм за иконою Николая чудотворца (при этом показал меру доски и круговидное очертание иконы), повели оттоле принести оную к себе, молебен соверши с освящением воды и, окропившись ею, приимеши исцеление; и, когда получишь оное, имей память к иконе моей в последующие годы». Сказав это, он сделался невидим. Пробудившийся князь не усомнился в чудесном явлении святителя и в обещанном ему исцелении и сряду же отправил в Киев за иконою в ладии по озеру Ильменю своего священника с причтом и боярина с придворными слугами. Но посланные лишь отправились в путь, как поднялась на озере страшная буря, так что они, отплыв 7 верст, не могли далее продолжать плавания и должны были пристать к острову Липно. Здесь простояли они три дня в ожидании перемены погоды, наконец в четвертый, когда буря утихла, обещанная в дальних странах икона обретается плавающею в волнах Ильменя близ того места, где стояло посольство, и в ту самую меру, какая дана была князем. Уверясь в точности обещанной иконы, посланные с радостию и благоговением внесли ее в ладию и, пользуясь попутным ветром, прибыли к Новгороду. Больной князь, получив известие о возвращении посольства и о приближении чудесно явившейся иконы, послал навстречу к ней освященный собор с честными крестами и повелел принести во дворец для поклонения. Когда все это было исполнено, больной сряду же получил исцеление от своей болезни и сам со священным собором сопровождал икону в церковь. Здесь, по совершении молебнаго пения, обретенная святая икона была омыта святою водою, и когда князь был окроплен ею, в ту же минуту получил совершенное исцеление. В благодарность и память сего чуда Мстислав с бабою своею, княгинею Анною, по благословению епископа, воздвигли на дедине Ярославле дворе церковь каменну, прекрасну и пространну во имя великаго архиерея, надписали ее стенным изуграфством и поставили в ней чудотворную икону. Храм этот, несмотря на бесчисленные перевороты в судьбе Новгорода, устоял до нашего времени и доныне служит вековым памятником того необыкновеннаго события и истиннаго благочестия епископа и князя, из коих один (князь) сподобился видеть чудо, а другой (епископ) удостоился послужить чуду.

В последние годы святительства, когда Новгород постигло тяжкое бедствие, епископ Иоанн показал немалое попечение о бедствующей пастве. В 1127 г. от необыкновенного разлива вод реки Волхова и от ранних заморозков сделался ужасный голод в Новгороде и его окрестностях. Народ питался мякиною, лошадиным мясом, липовым листом, березовою корою, мхом и древесною гнилью. Изнуренные голодом люди скитались подобно привидениям, падали мертвые на дорогах, улицах и площадях. Новгород казался обширным кладбищем: трупы заражали воздух смрадом тления, и наемщики не успевали свозить их в скудельницы. Отцы и матери отдавали детей в рабство купцам иноземным, и многие граждане искали пропитания на чужбине. Едва не погибла вся страна Новгород­ская. В эти горестные дни епископ Иоанн вместе с князем Всеволодом явили отеческую любовь к народу. Они питали сирот и странных, истощали на них свою казну, но недоставало и ее для множества просящих.

Иоанн правил паствою 22 года, и в 1130 г., отказавшись от управления епархиею, он удалился на безмолвие в один из окрестных монастырей. В летописи не объяснено это обстоятельство, в рукописи о Новгородских епископах говорится, что Иоанн «оставил престола правление своею волею за изнеможением». Но не были ли тут виновны сами новгородцы? Еще в 1119 г. они запятнали себя непокорностью и буйством. Пользуясь юностью и неопытностью своего князя Всеволода, они произвели в городе мятеж, напали на домы княжеских бояр – Даньслава и Ноздрьча – и ограбили их. Такое своеволие имело следствием то, что Мономах вызвал в Киев всех новгородских бояр, велел им торжественно присягнуть в верности, а виновных заточил и даже посылал посадниками киевских бояр. Подобное распоряжение, наверное, новгородцам не понравилось и понуждало их к новым вольностям, которым, по всей вероятности, кроткий архипастырь не сочувствовал, а это, как кажется, и было одною из главных причин удаления его от управления епархией. Как бы то ни было, только списатель жития Всеволода в судьбе епископа прямо винит новгородцев. Он говорит, что после похода на чудь в 1130 г. князь еще раз странствовал «в дальний Киев к родителю по делам своего княжения, ибо в это неспокойное время Новгород отринул своего архипастыря Иоанна». Нелюбовь к нему новгородцев сказалась и после оставления святительской кафедры. В перечне Новгородских архиереев, составленном в конце XV в. и напечатанном в духовном вестнике 1862 г. за месяц март, читаем следующую заметку: «Иван, поп Ян, седе 20 лет и отвержеся архиепископьи, сего же не поминают в молитвах». Когда скончался Иоанн, неизвестно, но его гробница, без сомнения, под сводами Святой Софии.


От составителя:


Выдержка из «Православная энциклопедия. Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2010. Т. XXIII. С. 433-434 (Иоанн Попьян.)»:

«Причины оставления святителем Иоанном кафедры, по-видимому, следует искать в особенностях жизни Новгородской земли в 1-й трети XII в., когда общественно-политическое устройство Новгорода коренным образом менялось: началось становление института выборного посадничества, полномочия которого заметно ограничивали княжескую власть, произошло обретение Новгородом «вольности в князьях».

[…] Можно предположить, что в Киев Всеволода Мстиславича сопровождал епископ Иоанн, который, вероятно, поддерживал князя, являвшегося покровителем Новгородской кафедры. Другой причиной поездки Новгородского архиерея могло быть участие во встрече прибывшего в Киев летом 1130 г. митрополита Михаила (глава Русской Церкви после скончавшегося в 1126 году митрополита Никиты). В Киеве епископ Иоанн в присутствии митрополита отказался от кафедры. Причиной этого поступка, вероятнее всего, стал конфликт Иоанна с новгородцами вследствие поддержки епископом князя Всеволода. Впоследствии, при новом Новгородском епископе св. Нифонте, по-видимому противнике князя Всеволода (арестованные по решению новгородского веча в 1136 году князь и его семья содержались в заключении на епископском дворе), самовольное оставление Иоанном кафедры было расценено как каноническое преступление и повлекло за собой невключение имени Иоанна в синодик Софийского собора, позднее упоминания Иоанна были исключены из владычной летописи. […]

Заупокойное поминание епископа Иоанна существовало в Пскове. Имя архиерея читается во всех 7 известных псковских синодиках XVI-XVIII вв., их древнейший протограф был составлен не позже начала XIII в. […] Иоанн упоминается между епископами Никитой и Нифонтом в «Чине о еже, како подобает творити в пяток вечер о усопших последование» в составе Служебника и Требника Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря […]. Очевидно, поминание Иоанна в Пскове связано с тем, что Всеволод Мстиславич вскоре после изгнания из Новгорода вокняжился в Пскове и через несколько десятилетий после кончины стал почитаться как первый псковский святой. Память об Иоанне в Пскове подтверждает гипотезу о взаимной поддержке епископа Иоанна и князя Всеволода.».