751

15 апреля 2012 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

По сложившейся традиции, ввиду особенно торжественного случая Святейший Патриарх Кирилл прибыл в храм на автомобиле «Чайка», принадлежавшем митрополиту Никодиму (Ротову).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Можайский Григорий; архиепископ Истринский Арсений; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Видновский Тихон; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Никон (Миронов); епископ Аркадий (Афонин); епископ Серпуховской Роман; епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Иероним (Чернышов); епископ Бронницкий Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Балашихинский Николай; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; игумен Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; игумен Исидор (Тупикин), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; наместники монастырей и духовенство г. Москвы.

Среди сослуживших также были представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле: митрополит Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь); архиепископ Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь); архимандрит Стефан (Диспиракис) (Иерусалимская Православная Церковь); архимандрит Феоктист (Димитров) (Болгарская Православная Церковь); протоиерей Алексий Ющенко (Православная Церковь Чешских земель и Словакии).

За богослужением молились; настоятель Богоявленского кафедрального собора протопресвитер Матфей Стаднюк; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда; заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов); настоятельницы женских обителей, благочинные церковных округов и настоятели храмов столицы, клирики г. Москвы и Московской области, члены приходских советов, сотрудники синодальных структур, паломники и прихожане.

Согласно сложившейся традиции на великую вечерню было вынесено старинное напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, переданное по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря в дар Храму Христа Спасителя для особо торжественных праздничных богослужений. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню.

За богослужением Святейший Владыка наградил протоиерея Владимира Дивакова Патриаршим крестом — в связи с 50-летием служения в священном сане, 20-летием работы в Московской Патриархии и 75-летием со дня рождения.

По окончании Пасхальной вечерни митрополит Ювеналий от лица Священного Синода, всей Полноты Русской Православной Церкви, представительств Поместных Православных Церквей при московском Патриаршем престоле поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со Светлым праздником Пасхи и преподнес в дар Его Святейшеству пасхальное яйцо.

Предстоятель Русской Церкви обратился к митрополиту Ювеналию и участникам богослужения с ответным словом:

"Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно еще и еще раз приветствую Пасхальными словами: Христос Воскресе!

Эти слова свидетельствуют о нашей глубокой вере, о том, что за 2 000 лет, которые прошла Церковь по тернистому историческому пути, не было утеряно самое важное, что, может быть, составляет сердцевину духовной жизни рода человеческого, — это убеждение в том, что Сын Божий и Сын Человеческий, придя в этот мир, пострадав и умерев за нас, воскрес силой Божией и нас с Собою совоскресил.

Само по себе хранение этой веры является чудом. Хорошо известно, что произошло за эти 2 000 лет: как до неузнаваемости менялся мир практически в каждую новую эпоху; как одна империя сменяла другую; как одна культура, разрушая предшествовавшую, приходила ей на смену; как менялись философские взгляды, убеждения, общественные пристрастия и идеалы; как воевали люди, уничтожая друг друга и стирая с лица земли то, что было создано трудами предшественников. Можно сказать, что практически ничего не сохранилось с той эпохи, кроме отдельных памятников и гробниц, — все развеяно прахом земным. Но веру в то, что в третий день после смерти воскрес Господь наш Иисус Христос, невозможно было уничтожить никакими потрясениями, даже такими страшными и радикальными, которые до неузнаваемости меняли мир.

И тому есть только одно объяснение. Вера — это не вымысел, это не только эмоциональное чувство и не только убеждение. Вера есть живая связь человека с Богом. Именно через веру Божественная сила прикасается к человеку, оплодотворяет его душу, укрепляет его физические силы, дает ему мудрость, мужество идти по жизненному пути, сохраняя в том числе и то, чему научил род человеческий Господь наш Иисус Христос.

Его жизнь была отмечена великими скорбями и страданиями, и не только в последнюю неделю перед Воскресением. Вся Его жизнь была исполнена трудов и скорбей, ведь Он видел, как люди пренебрегают Его словом, несшим в себе огромную духовную силу, способную преобразовать мир. И это слово не усваивалось всеми, хотя обладало Божественным могуществом. Он видел сомневающихся учеников, которые, являясь свидетелями многих Его чудес и Его слов, продолжали оставаться теми же самыми рыбаками с их привязанностями, с их человеческими представлениями о жизни, в том числе о том, кто может и должен быть первым, кто важнее, кто значительнее. Он видел, как им не хватало веры, чтобы повторить те чудеса, которые Он совершал. Наверное, скорбью наполнялось Его сердце, видя, что слово Его и могущественное действие не производят в людях той перемены, которую они должны были бы производить. И, наконец, кошмар Страстной седмицы — предательство близкого человека, арест, допросы, издевательства, пытки и, наконец, позорная смерть на кресте…

Тот, Кто принес миру великое слово Божественной мудрости, Тот, Кто подкрепил это слово великими чудесами, был убит под рев ликующей толпы, которая требовала Его смерти. Что может сравниться с этой бездной страданий, принятых Спасителем? Нет ничего в этом мире, нет ничего в жизни людей, что могло бы уподобиться страданиям Спасителя.

Люди принимают тяжкие страдания, претерпевают и издевательства, и измены, и пытки, и жестокую смерть. Но даже самый честный человек, подвергаемый таким страданиям, в глубине своей души понимает, что и он в жизни совершал зло и неправду — и мыслями своими, и словами, и делами. Может быть, иногда трудно соотнести крест, возлагаемый Богом, с собственным пониманием того плохого, что человек сделал. Тем не менее, сам факт человеческой греховности поставляет страдания людей в иной ряд по сравнению с тем, что произошло с безгрешным Сыном Божиим и Сыном Человеческим.

Господь воскресает и Своим Воскресением утверждает победу и слов Своих, и дел Своих. Он посылает на служение апостолов, которые, получив дар Святого Духа, перестают быть простыми рыбаками и становятся вдохновенными проповедниками и свидетелями Воскресения. Воскресение Христово открывает новую страницу человеческой истории. И это уже не история — это метаистория, у которой нет конца, которая уходит в вечность. И все мы, живущие после Воскресения, становимся через это событие сопричастниками иного бытия, и перед нами открывается дверь вечной жизни.

Вот почему сердца наполняются радостью. Может быть, не каждый размышляет о том, о чем мы с вами сейчас размышляем. Но сердцем каждый человек — и мудрец, и простец — чувствует радость Пасхальной ночи. И эта Божественная радость, даруемая нам, грешным людям, также является свидетельством спасительной силы Воскресения.

Все то, что произошло со Спасителем нашим, является для нас и примером, и уроком. И когда мы проходим через скорби и испытания, мы должны помнить, что достойное прохождение их непременно завершится победой и воскресением.

Только что Вы, владыка, говоря о Великом посте, связали постное поприще с земной жизнью и крестными страданиями Спасителя. Это действительно так. Но особенно остро многие из нас ощутили эту связь в этом году, когда Церковь подверглась искушениям и воздействию враждебных сил. Это совпало с Великим постом, и сердца многих людей были уязвлены великой скорбью; многими это воспринималось как тяжкое искушение.

Но удивительным образом в этом году прошла Пасха Христова. Никогда еще за всю послереволюционную историю не было в храмах так много народа, особенно в нашем Первопрестольном граде. Сотни и сотни тысяч людей — может быть, мы еще узнаем более точную цифру — пришли в субботу и в воскресенье на Пасхальные богослужения в наши храмы. Тысячи людей шли с семьями, с детьми, чтобы прикоснуться к святыне, войти в Божий храм, засвидетельствовать свое участие в Пасхальном торжестве и свою принадлежность Матери — Русской Православной Церкви.

Это — наше воскресение. Верим, многих из нас оно изменило, вооружило духовной силой, дало понять на личном опыте, что означает Крест и Воскресение. Так Господь ведет нас по путям жизни. Научимся и на этом опыте тому, что сила Божия сильнее диавольской силы; что сила Божия, сохраняющая чудо веры несмотря на все исторические перипетии на протяжении 2 000 лет, не оставит нас и в нынешних непростых условиях жизни.

Еще неизвестно, как то, что многим кажется сейчас значительным, важным, будет воспринято по прошествии лет нами же, тем более грядущими поколениями. Но мы точно знаем, что до скончания века в день Воскресения Христова люди будут обращать друг к другу Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» — и отвечать так, как вы ответили мне сейчас, вкладывая в это силу своей веры, силу своей надежды и уверенность в окончательной победе Бога над всякой темной силой, в окончательном и всеобщем воскресении, открывающем двери Божественного Царства.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь."

Затем Святейший Патриарх Кирилл принял традиционные пасхальные поздравления архипастырей, представителей Поместных Православных Церквей, клириков и мирян. Участники богослужения получили Первосвятительское благословение и обменялись со Святейшим Патриархом традиционными пасхальными подарками.

Источник - www.patriarchia.ru

 

 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15