Епископ Арсений совершил Литургию в Ильинском соборе города Сольцы

2 августа 2018 года, в день престольного праздника, епископ Арсений в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в соборе Илии Пророка в Сольцах.

После причащения был совершён крестный ход и молебен с молитвой перед образом пророка Илии. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что пророк Илия является одним из самых почитаемых святых в Церкви. Его пророческое служение проходило в IX веке до Р. Х., во времена израильского царя Ахава. Сам царь находился под влиянием своей жены Иезавели, которая, подвергая гонениям веру в истинного Бога, насаждала культ своего финикийского бога Ваала. В этих условиях Господь послал Израилю пророка Илию для проповеди покаяния, и пророк обличал идолопоклонников, несмотря на их высокое положение.

Сначала Илия возвестил, что за отступление народа израильского будет заключено небо, и три с половиной года не будет дождя. Народ голодал и терпел жажду, и тогда царь Ахав согласился провести испытание. У подножия горы Кармил жрецы Ваала и пророк Илия соорудили жертвенники. Илия предложил жрецам помолиться, чтобы их бог послал им огонь, но несмотря на то, что они взывали к Ваалу целый день, ничего не произошло. Тогда пророк приказал обильно полить его жертвенник водой и помолился Богу. Как повествует Писание, с неба сошёл огонь попаливший и жертвенник, и жертву, и даже воду. После этого народная ярость обратилась против жрецов Ваала, да и сам Илия принял участие в расправе над ними.

С этих пор царица стала искать случая убить пророка. Тогда Илия удалился на гору Синай, где скрылся в пещере. Там он в печали взмолился Господу, потому что народ отступил от веры, его самого желали убить, и значит, его проповедь провалилась. Но Господь вразумил его видением. Сильный, сотрясающий всё ветер прошёл перед Илией, но как сказано в Священном Писании, не было там Бога. Потом землетрясения, а потом опаляющий огонь, но ни там, ни там он не нашёл Бога. После этого подуло веяние тихого ветра, и «там Господь». Это было вразумлением пророку, чтобы он умерил свою ревность и жестокость.

В тоже самое время Илия получил утешение. Господь сказал ему, что есть ещё 7 000 людей в Израиле, которые не склонились веред Ваалом и Астартой. Бог повелел Илие помазать во пророки своего преемника Елисея, который довершит дело Илии по обращению Израиля к истинному Богу. Последнее упоминание о жизни святого пророка мы встречаем в 4-й книге Царств, и связано оно с вознесением на небо пророка Илии, который оставил свою милоть, то есть плащ, Елисею. После этого Елисей получил силу проповедовать в духе и силе Илии. 

По слову владыки, пророк Илия как человек глубоко верующий, ревнитель о Боге должен быть для нас примером и напоминанием того, что пророческое служение не закончилось в Ветхом Завете, но существует до сих пор в Церкви. Мы знаем, что, начиная со времён апостольских, в Церкви было особое пророческое служение. И хотя позже пророков, как особо поставленных служителей, постепенно не стало, а сохранилась известная нам церковная иерархия: епископ, пресвитер, диакон, но пророчество всё равно было и остаётся неотъемлемым свойством и частью Церкви. Ведь смысл пророчества не просто в предсказании будущего, а в возвещении воли Божией.

Именно к этому и призвана Церковь на протяжении уже 2000 лет: возвещать и перед народами, и перед властями, и перед каждым человеком волю Божию. Церковь призвана возвещать, как нам жить в соответствии с Заповедями Божиими, как каяться, если мы допускаем отступление, чтобы мы могли вновь встать на путь жизни с Богом. Пророчество выражается и в жизни многих святых. К примеру, свт. Иоанн Златоуст, которого слушали тысячи людей и по его слову устремлялись творить добрые дела. Или святой Иоанн Кронштадтский, который проповедовал на каждой Литургии, и каждое его слово глубоко западало в души слушающих его и изменяло их жизнь. Это тоже пророчество, существующее в Церкви до сего дня.

Владыка также отметил, что в Таинстве Миропомазания мы получаем печать дара Духа Святого. Это Таинство означает помазание на пророческое, царское и священническое служение. Таким образом, в каком-то смысле, все христиане, вся Церковь - это народ священников, царей и пророков. Именно вот это пророческая составляющая не должна никогда забываться в нашей жизни. Она выражается для каждого из нас конкретней всего в ежедневном послушании воле Божией и свидетельстве этому миру о том, в чём заключается воля Божия, красота нашей веры, смысл православного христианства и Заповедей Господних о любви к ближним.