Епископ Арсений совершил Литургию в Юрьевом монастыре

22 июля 2018 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

На Литургии после Евангелия владыка Арсений обратился с проповедью к прихожанам. Он отметил, что в сегодняшнем чтении говорится о насыщении пяти тысяч человек в пустынном месте. Но прежде всего, говорится о том, что Христос хотел остаться один, вероятно, чтобы восстановить силы для дальнейших трудов благовестия. Но когда Он удалился в пустынное место, народ, узнав, где Он находится, толпами пошёл туда. Что влекло этих людей к Нему? Видимо, то же самое, что влечёт и сейчас людей в храмы. Мотивы у всех разные. Это и сильная жажда по Слову Божиему, тяга к Богу Живому, это и желание получить что-то для себя, в частности, исцеление. Получить что-то ощутимое, материальное, благословение в этой земной жизни, и так далее. Абсолютно такие же люди, которые наполняют наши храмы, как мы с вами, следовали за Христом.

Несмотря на то, что Он ещё недавно собирался побыть один (как сказано об этом в Мф 14:13), Христос принимает этих людей. Мы можем предположить, что Его служение проходило на грани человеческих возможностей. С утра до вечера Он общался с сотнями, если не с тысячами. Каждый из нас, который общается какое-то время хотя бы с одним человеком, который доставляет ему хлопоты, очень быстро устаёт. А если какие-то люди нам неприятны, то мы и вовсе избегаем общения с ними. Христос же не смотрит ни на личные качества кого-либо, ни на собственную усталость, от которой иногда буквально падал с ног (например, в другом месте Евангелия рассказывается, что Он спал в лодке во время бури), но снова идёт навстречу этим людям, и исполняет Своё дело, ради которого Он был послан в этот мир.

При этом Он проявляет и трогательную заботу об этих людях. Когда ученики стали Его просить, чтобы Он отпустил этих людей, так как в этом пустынном месте им негде купить пищи, Он сказал: «вы дайте им есть». «Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда» (Мф 14:17-18). И когда принесли этот скудный запас еды, Он повелел рассадить несколько тысяч человек пред Ним рядами, воздал благодарение и, преломив, дал хлебы ученикам. Скорее всего, Он произнёс обычное благодарение, которое звучало в каждой иудейской семье: «Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной, производящий хлеб из земли». После того, как корзины с хлебами и рыбами были поданы ученикам, и они стали раздавать это народу, то оказалось, что хватает всем, и не только хватает, но даже остаётся избыток.

Что больше всего обращает наше внимание в этом чуде? Прежде всего, конечно, Христос не просто насыщает людей. Он всегда стремится дать нечто большее, сообщить нечто большее, чем они готовы или, может быть, ожидают принять. Например, Спаситель не только даёт им хлеб, но говорит о Себе: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6:35). Это чудо – конечно же, прообраз Евхаристии. Перед нами зарождающаяся Церковь Христова. Можно сказать, что это чудо повторяется в Церкви снова и снова – на Литургии. Каждый раз, приступая к Святой Чаше, вкушая Хлеб жизни, мы насыщаемся истинной Пищи. И никто не лишается этого насыщения, и никогда не бывает недостатка. Христос насыщает Своей жизнью каждого из нас, по слову Своему: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10).

Вот ещё на что мы должны обратить внимание: после благословения Христос сначала даёт эти дары – рыбу и хлеб – ученикам, а они уже потом раздают народу. Здесь, как и в словах: «вы дайте им есть» (Мф 14:16), заповедь для Церкви, а значит и для каждого из нас – призвание быть Его руками в этом мире, быть Его присутствием, быть Его орудием, проводниками Его любви, что бы Он действовал через нас и сегодня.