9 июля – Праздничные богослужения в день Тихвинской иконы Божией Матери

9 июля 2018 года церковь чтит Тихвинский образ Богородицы, написанный самим апостолом и евангелистом Лукой в V веке. Один из списков этой иконы висит в Рождественском приделе Софийского собора. В этот день и накануне в соборе состоятся праздничные архиерейские богослужения.

8 июля – всенощное бдение в 18.00

9 июля – Божественная литургия и молебен перед иконой в 10.00, Исповедь – 9.00

Тихвинский образ Богородицы находился в Константинопольском Влахернском храме до конца XIV века. Затем он ис­чез­ и в лу­че­зар­ном све­те яви­лся близ го­ро­да Тих­ви­на. На ме­сте яв­ле­ния ико­ны был по­стро­ен де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы. Икона прославилась многими чудесами, в связи с этим с неё делалось много списков, один из них находится в Новгороде. Он был привезён в город в начале XVII века.

По словам доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания в Москве и древлехранителя Новгородской епархии Татьяны Царевской, далеко не все новгородцы знают, чем уникален новгородский список.

«Доска, на которой написана Тихвинская икона Богородицы освящена самим присутствием Пречистой Девы и Николая Чудотворца, - отметила Татьяна Юрьевна. - Есть предание, которое восходит к XIV веку. Когда явилась чтимая Тихвинская икона, которая сейчас находится в Тихвинском монастыре, то для неё недалеко от Тихвина была специально построена часовня, где и находился этот образ. Как-то раз пономарь Юрыш, служивший в часовне, бежал через лес, чтобы собрать людей на молебен перед Богородичной иконой, и увидел на опушке леса на поваленном древе сидящую Богоматерь и рядом с ней стоящего Николая Чудотворца, которые вели между собой беседу.

Предание гласит, что Богоматерь сказала Юрышу, что нельзя ставить металлический крест на часовню, а нужно поставить деревянный. Пономарь сообщали об этом, но ему не поверили, крест упал и чуть не убил человека. После этого крест был поставлен деревянный, а древо, видимо, стали почитать, и в скором времени около того места, где оно находилось, построили Николо-Беседный монастырь. По всей видимости, древо являлось святыней обители, его охраняли, а потом из него сделали доски для икон. На одной из досок написали новгородскую икону Богородицы. Откуда мы это знаем? Когда по благословению владыки Льва производили обследование Тихвинского образа Богородицы, то на её обороте обнаружили надпись о том, что это то самое чтимое древо, на котором сидела Дева Мария».

Более подробно о Богородичных иконах можно узнать здесь.