Церковь чтит память святителя Феофана (Затворника) Вышенского

29 июня 2018 года Русской Церковью вспоминается день перенесение мощей одного из великих учителей Православия XIX века - святителя Феофана (Затворника), епископа Вышенского, который возглавлял Новгородскую духовную семинарию в течение трёх лет, а затем в течение двух лет - и Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

7 декабря 1842 г. святитель Феофан (Затворник) Вышенский был назначен инспектором Новгородской семинарии, а также преподавателем психологии и логики. Три года отец Феофан был в Новгороде. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель науки о душе человеческой. Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незаурядные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому 13 декабря 1844 г. он был переведен в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.

К преподаваемым предметам иеромонах Феофан относился с большим вниманием. Оставив философско-умозрительные методы работы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и психологический. Главными источниками его лекций, после Священного Писания и творений святых Отцов, были жития святых и психология.

13 мая 1857 г. указом Святейшего Синода архимандрит Феофан назначается на должность ректора Санкт-Петербург­ской духовной академии. Подчиняясь действию Промысла Божия, он в течение двух лет возглавлял высшую школу духовного просвещения в Санкт-Петербурге.

На посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии отец Феофан усиленно занимался редакторской и богословско-популяризаторской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом журнале “Хрис­тианское чтение”, который и выходил тогда под его наблюдением.

Одно из важнейших дел жизненного подвига преосвященного Феофана — его замечательные труды по изъяснению слова Божия, которые представляют собой ценный вклад в русскую библеистику. Неотделима от его богословских трудов и переводческая деятельность. Важнейшая из переводных работ Святителя — "Добротолюбие” — посвящена главным образом духовной жизни великих учителей древнего христианского аскетизма. Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана составляют его многочисленные письма. Через свои одухотворенные письма Святитель обильно проливает лучи Божественного света на грешный мир. Эти письма, несомненно, имели важное значение для тех, кто их получал, были истинным руководством в их нравственной жизни.

6 января 1894 г. святитель Феофан скончался и был погребен в храме Казанской иконы Божией Матери в Вышенской обители. В 1920-х гг., во время атеистических гонений, Вышенский монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 г. – областная психиатрическая больница.

В 1990 году часть зданий передали Церкви, началось восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь ‑ была открыта женская обитель. Богослужения совершались в Успенском храме, единственном отреставрированном, сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.

Мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского в эти годы безвременья сохранялись в храме преподобного Сергия Радонежского в село Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, недалеко от Выши. В том же храме находится чудотворный образ Казанской (Вышенской) Божьей Матери.

По воспоминаниям настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка протоиерея Георгия Глазунова, в Казанском храме, где был погребен святитель Феофан, был больничный склад. Там, практически в груде мусора, был обнаружен гроб, в котором покоились мощи святителя, а также его Евангелие. Из разоренного собора останки святителя Феофана были перенесены вначале в дом протоирея Георгия Глазунова, затем тайно перевезены в Троице‑Сергиеву Лавру.

Мощи благословили поставить во Всесвятском храме – в подклете Успенского собора, и там они находились до 1988 года.

В 1988 году святитель Феофан как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, был канонизирован. Святитель Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвящённом 1000‑летию Крещения Руси.

Вскоре после канонизации в 1988 году к храму преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка был пристроен придел в честь святителя Феофана и в том же 1988 году состоялось перенесение мощей святителя в этот храм.

Тогда Вышенский монастырь еще не был возвращен Русской Православной Церкви. И только через 11 лет, 29 июня 2002 года, мощи святителя Феофана Затворника крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Свято-Успенский храм Вышенского женского монастыря. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря и в этот же день под торжественный звон колоколов мощи святителя Феофана Затворника были перенесены из Успенского храма в Казанский собор, где были погребены в правом Владимирском приделе.