Епископ Арсений: Церковь представляет нам верность и любовь жён-мироносиц в качестве образца

22 апреля 2018 года, в Неделю жён-мироносиц, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Юрьева монастыряНакануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

На Литургии после чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам со словами проповеди. Он отметил, что из Евангелия мы видим, что среди учеников Господа на первом плане всегда апостолы, а жёны-мироносицы, хотя и были среди ближайшего окружения Спасителя, но постоянно оставались в тени. Но вот Голгофские страдания выдвигают этих женщин на первый план, именно они оставались со Христом до конца, в то время, как большинство учеников разбежались и пребывали в подавленном состоянии. Они же после субботы купили миро, чтобы помазать, как должно, тело Спасителя. Помазание миром - это древний и священный символ.

В Ветхом Завете миром помазывались первосвященники, цари и пророки, при том, что помазывать мог только пророк, как проводник воли Божией. Таким образом, жены-мироносицы, пришедшие отдать последний долг своему Учителю, оказались не просто пророками, но уже в новозаветном смысле провозвестниками Воскресения. Они следуют ко гробу, находят его пустым, и небесный вестник возвещает им, что Спасителя здесь нет, что Он победитель смерти, Который ожидает их в Галилее, о чём они и спешат сообщить остальным ученикам. Но апостолы не поверили, как не поверил бы любой человек, и только явление Самого Христа удостоверило их в этой победе Божией любви над смертью и адом.

Сегодня, по слову владыки, мы также вспоминаем праведных Иосифа и Никодима, тайных учеников Христа. О Никодиме известно только то, что он однажды ночью посещал Христа и беседовал с Ним, о чем повествует евангелист Иоанн. Иосиф же был членом Синедриона, но он не участвовал в беззаконном суде над Спасителем. Евангелие сообщает, что после смерти Иисуса, несмотря на своё положение и риск для жизни, он пошёл к Пилату и просил тело Распятого для погребения. По римским законам, преступники, которых казнили через распятие, были недостойны никакого погребения, поэтому этот дерзновенный шаг Иосифа подвергал его опасности, но характеризуеовал как мужественного и верного ученика.

Мы не знаем, что творилось в душе Иосифа, Никодима и жён-мироносиц. Скорее всего, их мысли были далеки от Воскресения, но они по-своему любили и уважали своего Учителя, Который вдохнул в их религию новую жизнь, напомнил о самом главном: о любви к Богу и ближним. Сегодня Церковь представляет нам их верность и любовь в качестве образца. Невозможно осуждать апостолов, которые не нашли в себе силы быть с Ним до конца, в духовном отношении они в то время были ещё детьми. Зрелость к ним пришла после сошествия Святого Духа. Но тем больше мы прославляем верность этих женщин и тайных учеников Христа. В истории Церкви, как отметил владыка, были разные периоды, когда Церковь пользовалась всеобщим уважением, славой и влиянием, были и периоды гонений, как к примеру, в древнем Риме или в советской России, особенно в 20-30-е годы. Время гонений как раз являлось временем проверки на искренность и верность, временем выявления подлинных учеников и учениц Господа.

Часто говорят, что православие в России выжило, в том числе, и благодаря современным жёнам-мироносицам: бабушкам и женщинам, которые, ни смотря ни на какие запреты, продолжали ходить в храмы, протестовали против их закрытия и защищали своих пастырей. Легко быть с Господом во славе, во время входа в Иерусалим, когда все приветствуют Его, но нелегко оказалось остаться с Ним до конца, дойти до Креста и Голгофы. В период гонений в советской России были случаи такого явления тайных учеников. Можно вспомнить о профессоре Сергие Булгакове, который именно после революции решил стать священником, о враче хирурге, который стал святителем, продолжая практиковать, о Луке Войно-Ясенецком, и о многих других. Их пример и пример жён-мироносиц, а также тайных учеников Господа является на все века примером верности и преданности Церкви.

По слову владыки, нам необходимо помнить, что им было несравнимо труднее оставаться верными Христу, начиная с пятницы и до утра первого дня недели, ведь они ничего не знали о Воскресении. Мы же в своей жизни, претерпевая тяготы, искушения и скорби, не должны идти на поводу у малодушия, но укрепляться пасхальной радостью, вестью о Христе Воскресшем, наполняющей торжеством нашу жизнь, и все страдания, по слову апостола Павла, преодолевать силою Возлюбившего нас, потому что ни скорбь, ни гонения, ни глубина, ни высота, ни настоящее, ни будущее, ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8), памятуя, что смерть не является для нас концом, но для всех подлинных учеников и учениц Господа - это встреча со Христом и путь к вечной и радостной Пасхе.


Его Преосвященству сослужил иеромонах Сергий Шардаков, богослужение сопровождалось пением хора Юрьева монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.