645

27 марта 2018 года, в день памяти одного из основателей монашества, преподобного Венедикта Нурсийского, епископ Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Антониево-Леохновской пустыни. За богослужением были вознесены заупокойные молитвы о всех трагически погибших при пожаре в Кемерове.

После богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, отметив, что сегодня Церковь чтит память подвижника, который считается отцом западного монашества – преподобного Венедикта Нурсийского. «Был муж достопочтенной жизни по имени и благодати Венедикт», – так начинает житие святого его главный биограф святитель Григорий Двоеслов, который в своём основном труде «Собеседование о жизни италийских отцов и о бессмертии души» всю вторую книгу и частично третью и четвертую посвящает преподобному Венедикту.

Венедикт Нурсийский жил на рубеже V и VI веков (ок. 480-543 гг.). Это было тяжёлое время. Западная Римская империя уже закончила своё существование, и на её обломках возникали новые королевства, предтечи будущей Европы. Тогда во тьме воцарившегося варварства лишь Церковь, и в особенности монастыри, сохраняли не только Слово Божие, но и слово человеческой мудрости. Несмотря на то, что преподобный Венедикт искал простого монашеского жития и удалился от соблазнов сего мира, не закончив свою учёбу в Риме, он стал тем, кем даже не мечтал стать – отцом западного монашества.

Всю жизнь Венедикт хотел быть простым монахом, смиренным иноком, однако уже тот монастырь, который он основал вначале в Субиако, быстро разросся до 12 монастырей, объединённых его духовным руководством. Затем преподобным был основан знаменитый Монте-Кассинский монастырь (на горе Кассино), который долгое время был центром богословского образования, духовности, проповеди для всей Западной Церкви. Обитель стала центром, откуда ученики преподобного Венедикта разошлись в другие области Европы, основывая новые монастыри, возделывая непроходимые леса, а вместе с этим уничтожая остатки язычества. Впоследствии все монастыри, связанные с именем Венедикта Нурсийского, стали центрами просвещённости, потому что ещё при жизни сам преподобный брал на обучение детей из знатных римских семейств, и эта традиция продолжилась во всех его обителях. Вплоть до XIII века всё образование, всё просвещение в Европе было связано только с монастырями традиции преподобного Венедикта Нурсийского.

Владыка отметил, что мы также вспоминаем святого как автора монашеского Устава, который быстро стал преобладающим и к IX веку - всеобщим в Западной Церкви. За основу этого свода предписаний для монашествующих были взяты Уставы отцов Восточной Церкви: Василия Великого, Пахомия Великого, Иоанна Кассиана Римлянина, а также правила блаженного Августина. Устав, который выработал преподобный Венедикт для своей обители, вскоре, благодаря поддержке святителя Григория Двоеслова, приобрёл всеобщую популярность: он или сочетался с другими местными Уставами, или заменял их. Впоследствии, в IX– XI веках, всё монашество на Западе было бенедиктинским.

Это был Устав, в котором строгость восточных Уставов была адаптирована для европейских монастырей, и в то же самое время он был понятным и простым для исполнения. Его легко мог понимать и исполнять не только образованный монах, но и всякий, кто стремился к благочестивой жизни: и готский ремесленник, и итальянский крестьянин. В своём своде правил преподобный Венедикт сформулировал тот знаменитый принцип, который лежит в основе любого монашеского делания: «молись и трудись» (ora et labora). При этом сам преподобный рассматривал Устав только как руководство для новоначальных. Он предлагал его как самое первое руководство для поступающих в

монастыри, а для тех, кто стремится к большему совершенству, он предлагал изучать творения святых отцов.

В Уставе преподобный Венедикт называл свой монастырь, а впоследствии и другие обители, связанные с его традицией, школой, говоря о том, что «с продолжением такого рода жизни в вере, расширится сердце, и течение путей заповедей Господних пойдёт с неизъяснимой сладостью любви; так что, если не оставим сего училища и в обучении его пребудем до смерти, то через терпение сделаемся причастными страданий Христовых, а затем сподобимся наследий Царствия Его». По слову владыки, эта цитата из Устава преподобного Венедикта, будет, пожалуй, лучшим наставлением не только для современных иноков, но и для любого православного человека в дни Великого поста, которые мы все переживаем как причастие страданиям Христовым, ожидая встречи с Воскресшим Господом и желая стать наследниками Его Царства.