965

11 марта 2018 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме Воздвижения Креста Господня в Демянске. Накануне вечером владыка совершил всенощное бдение с выносом Креста в Иверском монастыре.

По окончании Литургии было совершено поклонение Кресту, после чего владыка Арсений обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что этот воскресный день называется Неделей Крестопоклонной, потому что сегодня мы особенным образом чествуем Крест Христов. Когда Великий пост уже приближается к своей половине, то Церковь напоминает нам о том, что духовное основание этого поста для каждого из нас должно быть не только в стремлении к личному воздержанию, освящению и преуспеянию, но мы должны прожить эти сорок дней перед Пасхой вместе со Христом – в молитве, в воспоминаниях последних дней Его земной жизни. Особенно это будет сильно выражено в дни Страстной Седмицы, то есть уже непосредственно перед праздником Светлого Христова Воскресения. Но и сейчас накануне преполовения Святой Четыредесятницы Церковь напоминает нам не только об этом главном смысле великопостного времени - сопереживании, сострадании Христу в Его страданиях, но и о том главном, что является основанием всей нашей жизни. Крест и Воскресение!


--цитата--

«Причастие – это теснейшее единство с Распятым и Воскресшим Господом»

Епископ Арсений


«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», – это тот гимн, который звучит в Церкви сегодня. Без Креста и Воскресения не было бы Церкви, не было бы нашего освящения, не было бы нашего спасения. Как подчеркнул владыка, вся наша православная, христианская жизнь утверждается на этих двух главных тайнах – Кресте и Воскресении, и когда мы просим в молитве: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи…», то, конечно, должны иметь ввиду не только то, что находится в Чаше, хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Христовыми, но и то, что означает причастие Телу и Крови Христа, Тайнам Его, а эти Тайны – Крест и Воскресение. Таким образом, мы, становясь участниками Святой Чаши, или, что то же самое, причастниками, то есть причащаясь Христу, становимся и участниками Его Воскресения. Это, пожалуй, самый важный смысл в этом событии. 

Сегодняшнее празднество, которое так торжественно проводится, когда на всенощном бдении священник или архиерей выносит из алтаря Честный Крест Господень для поклонения верующим – это не просто прекрасный литургический обычай, уходящий корнями в древность. Это напоминание нам о том, что Крест и Воскресение Господа должны иметь непосредственное отношение к нам, а мы, со своей стороны, должны устремляться к Богу, становиться причастниками Его Страстей и Его Воскресения. Это возможно, прежде всего, когда мы со смирением и с благодарением подходим ко Святой Чаше, ибо Причастие – это теснейшее единство с Распятым и Воскресшим Господом.

Владыка также отметил, что в то же самое время смысл этого празднества заключается в том, чтобы научить нас относиться к нашей жизни, ко всем тяготам, которые в ней случаются, ко всем переживаниям и скорбям, как к состраданию Христу. То есть мы имеем возможность переживать свои страдания, свои болезни, свои скорби, относиться к ним, как к сонесению со Христом Его Креста, который, на самом деле, является нашим Крестом, Крестом всего мира. Таким образом, мы становимся истинными Его последователями. Как это часто бывает не похоже на те молитвы, которые мы в Церкви приносим Ему, когда всё наше внимание сосредоточено, чаще всего, не на Нём, а на себе самих. Мы просим у Него и требуем постоянно: «дай нам это», «дай нам то», «я такой-сякой, грешный», «я сегодня причащаюсь», «я не готовился, и не причащаюсь». И постоянно наше «Я» в центре нашего внимания, а Христос постепенно отодвигается на второй, третий или даже последний план. И мы, принося вот такие молитвы-требования, просим у Него и успеха в этой жизни, чтобы Он благословил наше материальное благополучие, наш достаток, наше здоровье.


--цитата--

«Скорби в нашей жизни нам не дано отменить, но мы можем относиться к ним, как к состраданию Христу, как к сонесению с Ним Его Креста, который есть всерадостное знамение нашего искупления»

Епископ Арсений


Конечно, как отметил владыка, всё это, само по себе неплохо, но мы не должны забывать о главном – о том, что Христос пришёл ради нас, то есть ради нашей вечной жизни, не для того, чтобы нам прекрасно жилось на земле, а ради того, чтобы вернуть нас к Богу. В этом главный смысл того, что мы созерцаем сегодня на аналое посреди Церкви. В ответ на наши непрестанные просьбы земного благополучия Христос молчит. Но это молчание не означает отсутствия ответа, ибо ответ был дан на все времена – в Его Кресте. Христос, распятый на Кресте, распростерший руки Свои, чтобы принять весь мир и совоскресить с Собою, вместо того, чтобы обещать нам легкую, безболезненную жизнь, Сам приходит в этот мир, чтобы разделить с нами все наши тяготы и все наши страдания. Он с нами и в страданиях, и в скорбях, и в богооставленности, порою, но все равно с нами, и в самой смерти. Он даже до ада сходит за нами, чтобы всех нас и каждого воскресить к жизни вечной и вернуть ко Отцу Своему.

Вот об этом мы никогда не должны забывать, и именно для этого Церковь и напоминает нам сегодня о главном смысле не только настоящего времени поста как подготовительного к Пасхе, но о главном смысле всякой подлинной христианской жизни. Смысл этот – в следовании за Христом и в несении с благодарением своего креста. Эти рассуждения могут кого-то ужаснуть. Ну как же так? Как нести со Христом свой крест, ведь это скорбный путь, и он заканчивается на Голгофе? Нет, он заканчивается не на Голгофе, а в Воскресении из мертвых! Те или иные скорби в нашей жизни нам не дано отменить, но мы можем относиться к ним, как к состраданию Христу, как к сонесению с Ним Его Креста, который есть всерадостное знамение нашего искупления. Этот путь необходим, чтобы нам быть благодарными и верными Его учениками, Его последователями, и для того, чтобы вместе с Ним разделить радость Воскресения и Жизни Вечной.