Епископ Арсений: Первое условие, необходимое для покаяния – это видение своего греха

9 марта 2018 года, в пятницу 3-й седмицы Великого поста и в праздник обретения главы Иоанна Предтечи, епископ Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Антониево-Леохновском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что в течение Великого поста в храмах Православной Церкви совершается необычное по своей красоте богослужение. По средам и пятницам, в четверг пятой недели Великого поста («стояние Марии Египетской»), а также в праздничные дни – в честь обретения главы Иоанна Предтечи, в память 40 мучеников Севастийских или, если случится храмовый праздник на неделе, то служится богослужение под названием «Литургия Преждеосвященных Даров». Прообразом этого богослужения было причастие верующих во время гонений, когда после Литургии в воскресный день диаконы относили Святые Дары тем, кто не мог присутствовать на Литургии, болящим или находящихся в узах, а, по некоторым свидетельствам, и другие верующие могли хранить у себя дома Дары и ежедневно причащаться. Таким образом, воскресная Евхаристия словно простиралась для верующих на всю неделю.


--цитата--

«Неосуждение ближних, о котором мы молимся, является тем более необходимым во время поста, когда мы пытаемся взять на себя какие-то молитвенные, аскетические подвиги»

Епископ Арсений


Позднее эта практика сохранялась в монастырях Египта, Сирии и Палестины. Самые ранние свидетельства о совершении Литургии Преждеосвященных Даров в том виде, в котором мы её знаем, относятся к VII веку – в Константинополе, и к VI веку – в Сирии и Александрии. Это восточное богослужение, которое Григорий Двоеслов (так как его имя стоит в служебниках в надписании этой Литургии) мог видеть в Константинополе в то время, когда он, в сане диакона, был там представителем Римской Церкви, а потом, уже будучи епископом, папой Ветхого Рима, он вводил многие восточные обычаи в богослужебную жизнь Римской Церкви. Благодаря этому богослужению, мы вспоминаем имя этого великого святителя, в православной традиции именующегося «Двоесловом» по одному из главных его трудов – «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». Греческое слово «диалог» и переводится как «беседа» или «собеседование», а по-славянски буквально будет «двоеслов».  Литургия Преждеосвященных Даров, как подчеркнул владыка, позволяет нам прикоснуться к духу раннего христианства, к тому стремлению быть не только по воскресным и праздничным дням с Господом, в Причастии. Мы имеем возможность, пусть и на неполной Литургии, но, тем не менее, стать причастниками Тела и Крови Христовых, получив тем самым благословение и укрепление в великопостном поприще.

На Литургии Преждеосвященных и на других службах в будние дни Великого поста рефреном звучит молитва, авторство которой восходит к прп. Ефрему Сирину: «Господи и Владыко живота моего». Мы все её прекрасно знаем, и она, как никакая другая, выражает дух великопостного времени. В этой молитве мы напоминаем себе о главном, о том, каких основных видов грехов мы должны, содействуя Богу, избегать: праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Но это будет только началом нашего постного, аскетического делания, на котором мы не останавливаемся, а должны идти дальше и принести Богу какой-то плод. Об этом говорится во второй части молитвы: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Наконец, молитва завершается словами: «Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Мы обращаемся к Богу как к Царю, потому что Он не только Царь вселенной, но, что самое важное для каждого из нас, Он является Царём нашего сердца, поэтому мы имеем возможность смиренно и с благодарением обращать к Нему свои молитвы.


--цитата--

«Суть великопостного времени заключается не просто в ограничении себя в пище: ограничение должно быть подчинено главной цели – совершенствованию себя, стремлению духовно возрасти»

Епископ Арсений


«Даруй ми зрети моя прегрешения», - говорится в молитве. Видение своего греха, по слову владыки, это самое первое, необходимое условие покаяния, без этого невозможно сделать ничего доброго, нельзя продвинуться в духовной жизни. Если великопостное время является покаянным периодом, то покаяние начинается именно со зрения своего греха, хотя этим и не ограничивается. Это очень важный этап, важное начало, и как не вспомнить слова Христа: «Не судите, да не судимы будите» (Мф. 7:1) или другие Его слова: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3). Неосуждение ближних, о котором мы молимся, является тем более необходимым во время поста, когда мы пытаемся взять на себя какие-то молитвенные, аскетические подвиги. Мы чаще ходим в церковь, ограничиваем себя в той или иной пище, стараемся чаще молиться дома, и чем больше мы стараемся прилагать какие-то усилия, тем больше враг подаёт поводов для осуждения. И уж тем более, когда мы себя к чему-то побуждаем, очень легко психологически тут же переключиться на других: почему эти не постятся, он или она не ходят в храм, почему эти ходят в храм, а так себя ведут? И так незаметно мы теряем тот небольшой плод или тот необходимый великопостный настрой, с которым мы прошли первую седмицу и первую часть Великого поста.

Владыка отметил, что, развиваясь в осуждении наших ближних, мы вынуждены начинать всё с самого начала. Понимая, что суть великопостного времени заключается не просто в ограничении себя в пище, мы понимаем также, что это ограничение должно быть подчинено главной цели – совершенствованию себя, стремлению духовно возрасти. Но это невозможно без подлинного видения своего греха, и принесения Богу достойных плодов покаяния. И вот достойным плодом покаяния будет освобождение от греха, когда мы к нему уже не возвращаемся, а наоборот делаем противоположное ему, какое-то доброе дело, устремляемся к какой-то добродетели. И мы молимся, чтобы Господь сподобил нас всех принести этот добрый плод, чтобы нам в течение этого времени сделать какой-то шаг навстречу Ему, пройти хотя бы одну ступень по лествице небесного восхождения с тем, чтобы с чистым сердцем встретить день Светлого Христова Воскресения, паломничеством к которому и является Великий пост.