Епископ Арсений совершил Литургию в Софийском соборе

4 марта 2018 года, в Неделю вторую Великого поста, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе в память святителя Григория Паламы и святой благоверной княгини Анны Новгородской.

Накануне вечером владыка совершил всенощное бдение в Спасском соборе Юрьева монастыря.
За Божественной литургией после Причастия было совершено славление перед мощами святой Анны. По окончании богослужения владыка Арсений обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что сегодня Церковь вспоминает память святителя, который жил в XIV веке, и о котором мы, чаще всего, мало что слышали, хотя Церковь ежегодно предлагает нам молитвенно почтить его память во второе воскресение Великого поста.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, его жизнь, учение и деятельность были посвящены утверждению православной веры, святоотеческой традиции в тех очень непростых и для многих соблазнительных богословских спорах, которые в XIV веке разгорелись в Византии. Православная Церковь очень высоко оценила святителя Григория уже тем фактом, что вскоре после своей кончины, он был прославлен, а второе воскресенье Великого поста было посвящено воспоминанию его памяти, и эта память мыслилась как продолжение праздника Торжества Православия.

В чём же значение святителя Григория? В чем суть его учения? Что такое паламизм? В двух словах это, пожалуй, выразить будет очень сложно, если и не невозможно. Но, как при святителе Григории в XIV веке, как во время Торжества Православия над иконоборчеством в IX веке, как это было и в другие времена, когда Церковь восторжествовала над теми или иными заблуждениями, например, на втором Вселенском Соборе это было Торжество Православия над арианством. Каждый раз Торжество Православия означало торжество сути нашей веры, самой её сердцевины, того самого спасительного провозвестия, что Бог ради нашего спасения стал человеком, и в Нём, то есть во Христе, мы имеем непосредственный доступ к Отцу.

Мы, становясь причастниками Его Тела, совершаем наше спасение, которое на языке святых отцов называется ещё обожением, а апостол Петр говорил, что мы становимся причастниками Божественной природы. Вот это самая святоотеческая традиция, которая говорила о том, что, как во Христе произошла встреча Бога с человеком, так поэтому возможно и наше спасение как единство с Богом. Эта традиция, по слову владыки, нашла своё отражение и в трудах Григория Паламы. Он писал и проповедовал о нетварном свете, о божественной благодати.

Мы все говорим и знаем, что для спасения необходима благодать, которую нам даёт Господь, но вот во времена святителя Григория с острой силой возник вопрос: что такое благодать? Это какая-то спасающая сила, которая посылается нам Господом и совершающая наше спасение? Или что-то другое? И вот святой Григорий, будучи в православной традиции святоотеческой веры, утверждал, что благодать - это не просто какая-то сила, но это Сам Господь в Своей обращённости к нам, это Сам Господь, совершающий наше спасение. И наше спасение им мыслится как непосредственное, живое, личное соединение с Богом, и в этой связи стоят и его рассуждения о нетварной природе фаворского света.

Другие богословы, его оппоненты, говорили, что свет, воссиявший на Фаворе в момент Преображения Христа, свет, который видели апостолы, имел тварную, физическую природу, и это было знамением. Апостолы удивились ему, поразились и сохранили воспоминание об этом свете, смогли пронести его сквозь страсти Христовы, воскресение и в течение всей своей последующей жизни. Но Григорий Палама утверждал, что не всё так просто, ведь в Священном Писании светом называется Сам Господь. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5), - говорит Иоанн Богослов, он же говорит в своём Евангелии о Христе: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9).

Иными словами, свет, воссиявший на Фаворе, и который в своём молитвенном опыте видели, как современники Григория Паламы, подвижники Афона, так и святые других христианских поколений, это не явление физической природы, это явление совсем иного порядка, это Сам Господь, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. Это тот Свет, Который существует прежде всякого тварного бытия, о Котором много говорил не только Григорий Палама, но и преподобный Симеон Новый Богослов в своих гимнах, говоря, что этот свет просвещает нас, прежде всего, когда мы участвуем в Таинствах Церкви, когда мы в молитве предстоим Богу, когда в нашей жизни утверждаются добродетели, тогда Сам Господь, таким образом, присутствует в нашей жизни и совершает наше спасение. В конце концов, всё святоотеческое богословие говорит именно о реальном присутствии в нашей жизни Бога, и о реальной, а не призрачной, живой возможности нашего единства с Ним, а значит, и нашего спасения, которое в православном богословии понимается, как богообщение.

Епископ Арсений также отметил, что сегодня по благословению митрополита Льва празднуется перенесённый с 23 февраля день памяти благоверной княгини Анны Новгородской, одной из самых почитаемых святых земли Новгородской и земли Русской. В молитве, которую мы сегодня обращали к ней, мы испрашивали благословения для нашего народа, для нашей державы. Анна Новгородская также почитается как покровительница семьи и материнства, и мы просим, чтобы по её молитвам любовь никогда не покидала, а утверждала наши семьи, нашу жизнь, утверждала нас в жизни по заповедям Божиим, примером чему является и сама святая Анна и многие, многие святые, которые своей жизнью исполнили Евангелие Христово.

Владыка напомнил, что святая Анна Новгородская является ещё покровительницей новгородского Сестричества милосердия, и этот день является ежегодным праздником для наших сестёр, шире говоря, добровольцев, потому что там есть мужчины и женщины, которые посвящают свою жизнь служению Богу, служа своим ближним в свободное от работы время, которое они отрывают и от семьи, и от своей частной, личной жизни. Это время как жертва благоприятная Богу, приносится для того, чтобы послужить ближним в больницах, в доме престарелых, в различных социальных учреждениях для подростков. В жизни этих людей как раз оживает Евангелие Христово, заповедь о любви, то, к чему мы все с вами призваны, памятуя, что послужить Богу мы можем, только служа нашим ближним. Обращаясь к сёстрам милосердия, владыка сказал им слова напутствия: «Пусть не оскудевает ваша вера, ваше пламенение сердца, ваше желание служить, чтобы мы, вдохновляясь вашим примером, тоже смогли находить в себе силы делать добро нашим ближним».

Затем епископ Арсений вручил архиерейские грамоты сёстрам милосердия за многолетнее милосердное служение страждущим ближним.