Епископ Арсений: Угодить Богу мы можем только послужив нашим ближним!

23 февраля 2018, в пятницу первой седмицы Великого поста, в Спасском соборе Юрьева монастыря епископ Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Накануне вечером в этом же храме обители владыка совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

По окончании богослужения владыка обратился с архипастырским словом к прихожанам. Он отметил, что в течение первой недели поста мы стараемся посещать богослужения, вникать в удивительное содержание молитвословий и чтений, которые в это время звучат в Церкви. Также мы пытаемся сосредоточиться на своей внутренней жизни, памятуя о том, что время Великого поста - это особое время богоискательства, время, когда мы стремимся ощутить Бога в своей жизни, услышать Его голос, распознать Его волю о нас. Однако, часто бывает, что для кого-то после первой седмицы, для кого-то в середине поста, а для кого-то к концу Четыредесятницы происходит какое-то ослабление, как будто и не было этих умилительных первых дней, глубоко насыщенных духовным содержанием, которые проходят сравнительно легко, на одном дыхании.

Будничные дни второй, третьей и дальнейших седмиц поста для многих становятся тяжёлым испытанием. Особенно для тех, кто считает, что суть поста заключается в исполнении всех церковных предписаний относительно еды, и они, оступившись раз, машут рукой, думая, что нет уже смысла выдерживать эти предписания, а другие продолжают тянуть лямку, скрепя сердце. Во многих случаях общение с постящимся человеком становится настоящим крестом для тех, кто его окружает, не говоря уже о внутреннем его состоянии. Молитва, чтение слова Божиего отодвигаются на последний план или вообще оставляются.

В книге пророка Исаии Господь так говорит о посте словами пророка: ««Почему мы постимся», - вопрошают люди - «а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Ис. 58:3-5).

Чтобы не было пустоты в наших душах, в молитвах, когда мы обращаемся к Богу, и в общении с ближними, следует помнить, что есть только один выход - пост не должен сосредотачиваться только вокруг своего «я», хотя, до известной степени, это необходимо и называется в православной традиции трезвением, подчеркнул владыка. Но постоянно замыкаться и концентрироваться только на самом себе - это тупиковый путь. Всё пророческое провозвестие Ветхого Завета и весь Новый Завет, который является его продолжением, всё учение Спасителя, учения апостолов говорят о том, что угодить Богу мы можем, только послужив нашим ближним.

Как мы можем послужить Богу? Делая добро ближним. Не только наблюдая за духовным саморазвитием, но совершая активные шаги для того, чтобы принести в этот мир добро, сострадание и любовь. Можно вспомнить множество примеров и слов Христа: притчи о Страшном суде, о милосердном самарянине, так же апостол Иоанн говорит о том, что, если «кто говорит: «я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20). Каким же образом мы, напускающие на себя фарисейскую угрюмость, осуждающие тех, кто не постится, и даже тех, кто постится можем говорить о том, что мы любим Бога?

По слову владыки, именно дела милосердия заповеданы нам Евангелием. Накануне Великого поста неделя о Страшном суде неуклонно напоминает и заповедует нам творить дела милосердия, то, что как раз и способно разорвать тупиковый, порочный круг, когда человек замыкается на самом себе, теряя всякий плод и весь смысл своего духовного делания. «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:6-7). Вот этот пост, который угоден Богу, пост, который идёт рука об руку с доброделанием.

Владыка отметил, что есть неразрывная связь между милостыней и постом: любое доброе дело, даже совершённое нехотя, способно оказать исцеляющее, преображающее воздействие на сердце человека. Примеры этого описаны и в православной аскетике и лучших произведениях классической литературы. Сами добрые дела способны бесчувственный камень или засохшую глину наших сердец удобрить, напоить, преобразовать в такую добрую почву, которая принесёт для Господа плод и в тридцать, и в шестьдесят, и в сто крат, как говорит Евангелие. «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»» (Ис. 58:8-9).