Епископ Арсений совершил чтение Великого покаянного канона в среду первой седмицы Великого поста

Вечером 21 февраля 2018 года, в среду первой седмицы Великого поста, в Спасском соборе Юрьева монастыря епископ Арсений совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

По окончании богослужения владыка обратился с архипастырским словом к прихожанам. Он отметил, что Великий пост - удобное время, созданное для нас Церковью, для предстояния перед Богом, для того, чтобы попытаться разобраться со своими помыслами, поступками и сверить свою духовную жизнь с жизнью по Евангелию. Владыка отметил, что для достижения этих целей есть несколько способов. Первый - это молитва, как молитва всей Церковью, так и молитва в тайне, то есть предстояние души перед Богом. Она помогает нам попытаться расслышать сквозь шум повседневности голос Божий, услышать волю Божию о себе.

Второе, не менее важное средство, помогающее нам на этом пути - это чтение слова Божия. Каждый день в течение первой недели, вечером с понедельника по четверг, в Церкви читается Великий канон Андрея Критского. В каждом тропаре этого канона заключена Священная история: образы праведников и святых, образы грешников Ветхого Завета, указание на Новый Завет, и все они имеют цель одну – наставить нас. Иногда не все образы легко понимаются, потому что творец этого канона преподобный Андрей был человеком, который сам очень хорошо знал Священное Писание, и он писал для православных людей своей эпохи, а значит и для нас православных, их наследников как для людей так же прекрасно знающих и разбирающихся в Священном Писании. И без глубокого, проникновенного знания Священной истории Великий покаянный канон, во многих случаях, будет бить мимо цели, потому что не будет достигать ни ума, ни сердца.

Главная задумка автора заключается в том, что Священная история повторяется в духовном опыте каждого человека, в том числе и в нашей истории отношений с Богом. То, что происходило когда-то, в историческом контексте, с Адамом, Ноем, Авраамом, пророками и другими лицами, поминаемыми в этом каноне, происходит и в нашей жизни. Мы призваны подражать вере и верности праведников, избегать измен по отношению к Богу и греха неправедных. И в таком прочтении, в таком соотнесении Священной истории со своей жизнью начинает играть новыми красками и сама наша жизнь в Церкви, жизнь перед Богом. Чтобы это произошло, чтение, изучение, размышление над словом Божиим должно быть нашим неотъемлемым послушанием так же, как и ежедневная молитва. И как мы не забываем принимать телесную пищу, так же не следует забывать принимать и духовную пищу - читать слово Божие.

На практике, по слову владыки, это может выглядеть по-разному: это может быть просто последовательное, вдумчивое чтение Библии, интересующиеся могут легко найти различные планы по изучению Священного Писания, когда несколько прочитанных за день глав из нескольких книг Писания в обозримом будущем приведут к прочтению всей Библии. Можно соотнести свое изучение слова Божия с тем богослужебным планом, который предлагает нам Церковь, потому что, практически ежедневно в Церкви звучат Апостол и Евангелия, а в постное время книги из Ветхого Завета, в частности сейчас чтения из книги Бытия и Притчей. Если же мы будем читать эти отрывки дома, хотя бы на славянском или в русском переводе, вдумываться, вчитываться, размышлять в течение дня над этим коротким отрывком, то слово Божие принесет нам большой плод.

Мы не должны пренебрегать этим сокровищем, нам почему-то кажется, что знание слова Божиего и умение с ним обращаться - это удел не столько православных, сколько протестантов. А нам бы разобраться со своей житийной, канонической, литургической традицией, и этим мы довольствуемся, забывая, что всё это, особенно литургическая традиция в Церкви, происходит из одного корня - Священного Писания. Оно является фундаментом любой церковной традиции, будь то богослужебной, житийной, традиций иконописи, традиций, связанных с церковным искусством, и без этого фундамента, без того, чтобы мы чувствовали себя своими в мире слова Божиего, не может быть правильной духовной жизни. «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105), - говорит пророк Давид. И пусть этот светильник будет светить не только в дни Великого поста, но освещает все пути, все стези нашей жизни.