714

Вечером 19 февраля 2018 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, в Спасском соборе Юрьева монастыря епископ Арсений совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

По окончании богослужения владыка обратился с архипастырским словом к прихожанам. Он отметил, что пост - это время покаяния. В молитве, которая вчера читалась на начало Великого поста, много было сказано о покаянии, об исповедании грехов, и мы просили у Бога благословения на это время. Покаяние, как мы знаем, происходит от греческого слова μετάνοια (метанойя или метания), которое означает перемену ума, перемену образа жизни. По слову владыки, по-настоящему мы переживаем такую перемену только тогда, когда обращаемся к Богу, вере, Православию. Эта перемена оставляет на всю жизнь неизгладимый след в нашей душе, даже если мы впоследствии не сильно стараемся жить по Евангелию.

Как относиться к покаянию, к которому призывает нас Церковь в начале каждого поста? Как относиться к каждой исповеди и возможно ли каждый раз меняться радикально? Владыка отметил, что начало нашего церковного пути, обращение к вере, это и есть самая сильная перемена ума, но она является не итогом, а только началом нашего пути, нашей жизни в Боге. Владыка подчеркнул, что мы должны делать следующие шаги по совершенствованию себя, по преодолению своего эгоцентризма, по соотнесению себя с евангельским словом о любви к Богу и ближнему. Каждый пост - это очень удобное время для того, чтобы сверить наш путь развития, соответствует ли он вот этому изначально заданному нам вектору евангельского слова и узнать не уклоняемся ли мы от своей цели, ведь грех, по своему смыслу, и означает уклонение от цели. Возможно, мы затормозили в своем развитии или, быть может, мы скатываемся в дохристианские времена нашей жизни? Пост - это время, когда мы можем задуматься об этом и сделать что-то очень важное.

И, конечно, не будем себя обманывать, ведь настоящее покаяние заключается не в том, чтобы из воскресенья в воскресенье повторять одно и то же на исповеди, это лишь плохая имитация покаяния. Также плохой имитацией покаяния является стремление искусственно вызвать в себе скорбное, самоуничижающее настроение. Настоящее же покаяние для нас в нашей церковной жизни это именно деятельное исправление, приносящее плоды. Поэтому если мы заметили в себе то или иное несовершенство, а при внимательном рассмотрении много чего можно увидеть, то нужно сделать выводы, и чем тяжелее тот или иной грех, тем скорее нужно от него отставать. Покаяние, в таком случае, и будет неповторением греха, прощанием с ним, недопущением его больше в нашей жизни.

Если мы были нечестны перед Богом или перед людьми, то нужно прекратить это, если нечестны в своих служебных обязанностях или по отношению к своей семье, тоже раз и навсегда прекратить это, и не только прекратить, но и двигаться дальше. Что мы можем сделать? По всем направлениям мы не сможем вдруг изменить себя и стать за этот пост святыми, но что-то отдельное, что-то важное мы можем изменить в своей жизни. Можно поставить себе конкретную цель на этот пост, пусть это будет, например, недопущение греха осуждения или сквернословия. Мы все люди разного физического и духовного развития, некоторые физические правила поста мы не можем понести по состоянию здоровья или по иной причине, но одно важное мы можем сделать - обуздать свой язык, и это будет хорошим началом. Если мы закрепим этот плод в течении Великого поста, то это будет добрым пройденным этапом в нашей духовной жизни на встречу к Богу. И пусть Господь укрепит нас всех в этом великопостном поприще навстречу Воскресению Христову.