621

Вечером 18 февраля 2018 года, в Прощёное воскресенье, епископ Арсений совершил вечерню с чином прощения в Спасском соборе Юрьева монастыря.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором отметил, что мы вступаем во время Великого поста. Апостол Павел в чтении на Литургии напутствует нас словами: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12) и для того, чтобы пост не оказался втуне, мы должны отложить, по апостолу Павлу, дела тьмы и облечься в оружие света.

По слову владыки, мы много знаем о христианском проведении поста, но всё равно забываем или не находим силы исполнять то, что Господь от нас ожидает, и пост у нас, как и в представлении большинства обывателей, чаще всего ассоциируется с воздержанием от тех или иных видов пищи. Если мы внимательно почитаем Священное Писание, например, Нагорную проповедь Христа, если мы прочтём пророческие книги, то увидим, какой пост требуется Господом - пост, исполненный добрыми делами.

Всем нам важно помнить, что изначально пост имел социальное, благотворительное значение. Личную аскезу христиане древности соединяли именно с делами милосердия. Они, ограничивая себя в еде и тратя на неё меньше средств, отдавали оставшуюся часть пищи или денег нуждающимся. Как подчеркнул владыка, одно без другого не должно быть в нашей жизни: милостыня должна идти рука об руку с молитвой, особенно в течении предлежащего времени, когда мы духовно будем готовить себя к Пасхе.

Иоанн Златоуст говорил, что милостыня твоя – это величайшая добродетель именно потому, что она есть действенное проявление любви, заповеданной Христом. Милостыня может принимать разные формы: это и материальная помощь, и моральная, и доброе отношение к окружающим нас людям, и молитва за них. Сердце, открытое Богу и людям, само найдёт ответ на то, как поступать в том или ином обстоятельстве нашей жизни, когда Господь ожидает от нас верности Ему настолько, насколько мы найдём в себе силы помнить Его слова и поступать в соответствии с ними: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Чтобы время Великого поста было для каждого из нас содержательным, мы должны соединять молитву церковную с домашней молитвой, которая, по слову Спасителя, должна совершаться в тайне. Также нельзя рассказывать налево и направо о милостыне. Нам важно наполнить пост размышлением о Боге, чтением Священного Писания, и, наконец, делами милосердия. Христианину, как подчеркнул владыка, нельзя заключаться только в рамки церковного благочестия: жизнь по Евангелию шире, чем исполнение церковных обрядов, которые должны создать для нас лишь условия для такой жизни, а не заменить её. Необходимо всегда помнить об этом. 

Вступая в Великий пост, мы, согласно древней традиции палестинских монастырей, которая стала общеправославной традицией нашей Церкви, испрашиваем друг у друга прощение, памятуя слова Христа о том, что «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5:23-24), а также молитву Господню, которую Он дал тоже в Нагорной проповеди, и которую Он сопроводил следующим толкованием: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15).

Пост - это весна духовная, и до сих пор в некоторых языках наименование Великого поста является древним названием весны в Европе, а в богослужебных песнопениях мы говорим о весне постной. Весна - это время пробуждения, время обновления, и чтобы это время пришло в нашу жизнь, чтобы дух наш принёс плод, чтобы это время сделало нас лучше, придало новый импульс нашей жизни во Христе, мы должны вступить на это великопостное поприще, попросив прощения прежде всего у Бога за все случаи, когда мы были Ему не верны. И наедине с самими собою, в глубине своей души постараться простить Бога за то, что мы где-то не понимали Его промысла, сомневались в Его любви, были готовы роптать на Него, занятые только тем, что видим перед собой здесь и сейчас, но неспособные взглянуть на себя с точки зрения вечности, ради которой Господь и ведёт нас иногда тернистым путем.

Мы должны простить и друг друга, особенно не ограничиваясь формальными словами «прости, Бог простит, и ты меня прости», словами, сказанными людям, которые ничем нас не обидели, и которых я, допустим, ничем не обидел. Мы должны найти в себе силы попросись прощения именно у того человека, которому мы причинили зло, или которого мы сейчас не можем простить, но если мы не можем простить этого человека, то ночь в нашей душе не пройдёт и день не приблизится.

Наконец, должны попросить прощения у самих себя. Мы помним заповедь Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... и ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30,31), и часто делаем вывод, что это двуединая заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, игнорируя христианское понимание любви к самому себе. Каждый из нас - это неповторимое творение Божие, и очень часто мы своими грехами, своей леностью, своим наплевательским отношением к здоровью и особенно к духовным дарованиям, исходя из ложного понимания смирения, согрешаем против самих себя, а так не должно быть. Мы должны дать себе возможность быть такими, какими хочет видеть нас Господь. А Великий пост как образ нашей жизни пусть станет лестницей, возводящей к воскресению, потому что Господь в Своё время сделал всех нас причастниками Своей победы над смертью.