773

11 февраля 2018 года, в Неделю о Страшном Суде, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Юрьева монастыря.

После Евангелия проповедь произнёс благочинный обители иеромонах Григорий (Побожин).

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что Церковь в течении нескольких недель готовит нас к Великому Посту. Евангельские чтения воскресных дней, предшествующих Посту, задают тон, помогают нам настроиться на нужный лад, выстроить свою жизнь так, чтобы пост прошёл для нас не втуне и чтобы с окончанием Поста мы снова не предались расслабленности, теплохладности, не похоронили какие-то добрые движения нашей души, духовные достижения, которые произошли в нашей жизни в течении этой «школы воздержания» - великопостного времени.

Евангелие о Закхее говорит нам о необходимости возжелать встречи с Господом, такой встречи, которая изменит всю нашу жизнь. Евангелие о мытаре и фарисее говорит о том, что какими бы мы не были хорошими в своих глазах, мы не должны гордиться и величаться перед Богом, и что покаянная молитва - это начало подлинного христианского делания. О том, что такое покаяние на практике, в жизни, нам говорит Евангельское чтение Недели о блудном сыне. И наконец, сегодняшний день, который называется в Церкви Неделей о Страшном Суде, является напоминанием о последнем Суде, которое при правильном отношении задаёт должный импульс христианину не только для прохождения Великого поста, но и на каждый день нашей жизни.

Владыка отметил, что Христос открывает для Своих слушателей, по большей части, простых людей, хотя среди них были образованные богословы и книжники, на понятном для них языке, образами, взятыми из повседневной жизни, тайну последнего Суда. Конечно, эта притча - аллегория, которая помогла понять слушателям Христа, должна помочь понять и нам с вами нечто очень важное и глубокое. Господь в конце времён снова явится и разделит людей, как пастырь отделяет овец от козлов, и тем, которые станут по правую сторону, овцам, скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36).


--цитата--

«Каждое наше слово, каждый поступок в отношении ближних Господь принимает в Свой адрес. Вычёркивая из нашего сердца человека, мы вычёркиваем из сердца Самого Христа»

Епископ Арсений


На недоуменный вопрос праведников, когда они видели Христа и послужили Ему, Господь отвечает: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). То же самое, только со знаком минус, услышат грешники, козлы, ставшие слева от Судии: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41-43). Когда те, оправдываясь, спрашивают, когда мы видели Тебя и не послужили Тебе, звучит тот же самый ответ: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 24:45).

Как подчеркнул владыка, самый важный урок из евангельского чтения сегодняшнего дня, заключается в том, как мы относимся к своим ближним, не абстрактным людям, которых мы все готовы любить, а к людям, которые рядом с нами здесь и сейчас, каждый день нашей жизни, которые окружают нас постоянно или с которыми мы встречаемся только раз в жизни, благодаря, может быть, нужде, каком-то горю или испытанию, так относимся и к Господу. Каждое наше слово, каждый поступок в отношении ближних Господь принимает в Свой адрес. Послужим ли мы человеку, сотворим ли милость, любовь, сострадание или пройдем мимо, озлобимся, вычеркнем из сердца, а значит, согласно этой притче, мы вычеркиваем из сердца Самого Христа.


--цитата--

«На Страшном Суде Господь не будет испытывать наши духовные или интеллектуальные способности, не спросит, насколько усердно мы постились, но посмотрит на конкретные дела любви и милосердия»

Епископ Арсений


Как уже было замечено, эта притча говорит нам о том, что на Страшном, последнем, Суде Господь не будет испытывать наши духовные или интеллектуальные способности, не спросит, насколько усердно мы постились или как много поклонов мы совершили, но посмотрит на конкретные дела любви и милосердия. Заповедь о любви, как подчеркнул владыка, в Священном Писании Нового Завета является самой важной, а некоторые люди опускают руки в отчаянии, думая, что достичь любви, тем более заповеданной Христом любви к врагам, никто не в силах. Господь не призывает и не приказывает нам полюбить здесь и сейчас всё человечество, но нужно не стоять на месте, не пребывать в бездействии, но совершать дела любви и милосердия.

Любовь на языке Евангелия - это как раз дела, о которых говорит Христос: накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного или находящегося в заключении. Дальше мы можем продолжать этот список, ведь каждый день, каждое обстоятельство нашей жизни даёт множество таких возможностей, когда мы можем быть верными Христу, в контексте притчи о Страшном суде, сотворив дела любви. Нельзя ждать, что любовь, как какая-то высшая добродетель, как какое-то высшее вдохновение снизойдёт на нас в тот или иной момент нашей жизни, и тогда мы станем святыми. Нужно действовать здесь и сейчас, несмотря на то, что, может быть, всё наше существо противится помощи ближнему, делам милосердия.


--цитата--

«Дела любви и милосердия, согласно аскетическому учению нашей Церкви, оказывают преображающее действие на наше сердце»

Епископ Арсений


Вопреки этому, как подчеркнул владыка, мы должны поступать по заповедям евангельским, это не будет лицемерием, как некоторые любят оправдывать себя: почему я должен делать добро, если я все равно не испытываю хороших чувств к этому человеку, мне неприятен этот нищий, чего тогда стоит моя малая жертва? Стоит, и очень много! Каждое слово, и каждое доброе дело стоит очень много и для ближнего, и для нас, совершающих эти дела, пусть даже сердце пребывает в чёрствости, но эти дела любви и милосердия, согласно аскетическому учению нашей Церкви, как раз оказывают разрыхляющее, увлажняющее, преображающее действие на наше сердце.

Вслед за делами придёт и расположение, вслед за делами появится и желание снова творить добро во имя Христа, ради блага наших ближних. Вот к этому призывает нас притча. В ней не говорится о каком-то недостижимом идеале, но о том, что каждый из нас в состоянии делать здесь и сейчас, каждый день нашей жизни. Пусть эта притча, этот рассказ Христа, приоткрывающий тайну последнего Суда, будет нам ежедневным напоминанием о том, как мы должны относиться к ближним нашим, и о том, что такое любовь. Если мы так будем проверять свою жизнь, то на языке Священного Писания это означает, что мы будем судить самих себя, а если мы будем судить самих себя, то не будем осуждены Господом, согласно апостолу Павлу.

Такой суд должен происходить в нашей жизни каждый день, когда наше сердце испытывается на верность Богу и Его заповедям. Дела наши подтвердят, верны мы или нет, а последний Суд будет только констатацией фактов, кто мы: Христовы или нет, с Ним ли мы и на словах, и на делах или же нет. Наша жизнь должна быть посвящена именно этому стремлению, быть со Христом здесь и сейчас, послужить Ему, в лице наших ближних, всеми возможными способами, чтобы исполнить ту заповедь, выше которой нет ничего: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).