823

4 февраля 2018 года, в Неделю о блудном сыне и в день престольного праздника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в деревне Юрьево Парфинского района.

Накануне вечером владыка Арсений возглавил всенощное бдение в Софийском соборе.

После Литургии был совершён молебен с молитвой новомученикам и исповедникам Церкви Русской. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что 18 апреля или 5 апреля по старому стилю, в Москве на Поместном соборе, проходившем в 1917-18-х годах прошлого столетия, Соборе, который восстановил Патриаршество и принял много важных решений для жизни Церкви, было установлено совершать память о всех пострадавших за веру в ближайший воскресный день к 7 февраля или 25 января по старому стилю.

Вскоре после октябрьского переворота безбожный характер новой власти стал очевиден, стали погибать и простые верующие, и духовенство, а 7 февраля был расстрелян виднейший иерарх Русской Православной Церкви - митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). В своё время он был ещё епископом Старорусским, викарным архиереем Новгородской епархии, поэтому он почитается и как святой Новгородской земли. В память его мученической кончины Поместным собором было принято решение совершать молитвенную память (тогда она ещё носила характер заупокойной молитвы о всех пострадавших в годину гонений).

При составлении службы в честь святых в земле Российской просиявших, которую благословил составить тот же Собор, в неё уже были включены молитвы, прославляющие подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской. Празднование этой даты уже как торжества в честь святых новомучеников было положено в 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви, прославившим поимённо множество святых, пострадавших за веру Христову, начиная с 1917-го года, в 20-е, 30-е, 40-е года.

Наибольшее количество имён, вошедших в список собора новомучеников, было внесено на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, но этот процесс канонизации продолжается и посей день, потому что нет ни одной епархии и, наверное, ни одного прихода, в котором не было бы тогда своих страдальцев за веру: духовенства и мирян, архипастырей и простых монашествующих, представителей высших сословий и простых крестьян.

Слово «новомученики», как подчеркнул владыка, говорит о том, что это новые святые мученики, а мученики, как мы знаем из истории Церкви, с древних времен были и остаются для всех нас первыми святыми, славой и украшением Церкви. Слово «мученик» говорит нам о страдании за Христа, но есть ещё и другой смысл этого слова, так как оно, на самом деле, является переводом греческого слова «мартис», которое имеет буквальный смысл «свидетель». О тех первых святых на заре христианства, которые в эпоху языческого Рима были страдальцами за Христа, так и говорили, что они - свидетели Христовы. Они свидетельствовали своей кровью.

О чём же это свидетельство? Христос говорит Своим ученикам: «Будете Мне свидетелями даже до края земли» (Деян. 1:8). То есть апостолы были призваны стать свидетелями Христовыми, это свидетельство о Христе, свидетельство о Его торжестве над смертью, свидетельство о том, что во Христе Сыне Божием нам открыта истинная жизнь, перед которой отступает сама смерть.

По слову владыки, неслучайно, что отцы Поместного собора 1917-18-го годов постановили праздновать память новомучеников именно в воскресный день. Дело здесь не только в том, что в этот день верующим удобней собраться в храме, в выборе этого дня заключается глубокий, богословский смысл: мученичество - это причастие к смерти и воскресению Христову. Мученики свидетельствовали своей жизнью и смертью о том, что во Христе состоялась победа над смертью и адом, что эта победа может быть нашим достоянием. Это свидетельство Церкви, начиная с древних времён, будет продолжаться, пока стоит мир.

По слову владыки, убедительнее всяких слов это свидетельство выражается в подвигах святых, которых мы называем мучениками. Не случайно, на примере этих свидетелей Христовых, страдальцев за веру, Церковь смогла преодолеть злобу мира сего. В древние времена неверующие во Христа, язычники в древнем Риме и в других областях, видели этих страдальцев, и задумывались: что же их побуждает со спокойной улыбкой, преданностью и благодарностью Богу принимать нечеловеческие муки. В конце концов мучители не достигли своей цели, Церковь не была уничтожена, но, наоборот, смогла окрепнуть, распространиться по всем странам, областям, и, наконец, гордая Римская империя склонилась перед Христом и сама стала христианской, начиная с равноапостольного императора Константина.

Эта чудесная победа христианства в древние времена дала основание одному из великих богословов древности Тертуллиану сказать, что кровь мучеников - это семя Церкви, то есть благодаря мученикам Церковь возрастала. Эта идея нашла своё отражение в том, что на гробницах мучеников строились храмы, а дни памяти этих святых стали первыми церковными праздниками местных Церквей, которые носили именно не скорбный, а торжественный характер, потому что праздновался день рождения в жизнь вечную.

Владыка подчеркнул, что гонения на новомучеников и исповедников Церкви Русской, которых мы сегодня вспоминаем, по своему количеству и жестокости, во время расстрелов и при всевозможных пытках, которые мог изобрести злобный человеческий ум, стали беспримерным явлением в истории Церкви. Владыка отметил, что никогда ни в древности, ни в более поздние времена Церкви не предстояло выдержать такого мощного натиска, который сметал всё на своём пути, но тем не менее, в очередной раз, Церковь явила истинность слов Христа: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Православные христиане веруют, что, как на крови древних мучеников Церковь укреплялась и умножалась, так и благодаря новомученикам и исповедникам Церкви Русской, среди которых, может быть, есть и наши с вами родственники, которые являются молитвенниками за нас перед престолом Божиим, и мы, благодаря их подвигу и молитвам, во многом стали причастны Церкви, вере и спасению, которое совершается для нас Господом. Всё это, по слову владыки Арсения, налагает на нас очень высокие нравственные обязательства: мы не должны жить в теплохладности, не должны жить в духовной лени, не должны забывать об этих святых, а стараться жить так, чтобы их отношение к Богу и Церкви было для нас хоть каким-то уроком в жизни.

Мы не живём во времена гонений, но каким же образом мы, современные православные люди, можем быть свидетелями Христовыми? Для этого не нужно ждать гонений, тем более, мы не знаем, что с нами произойдет во время них. Мы должны учиться каждый день на примере святых, читая слово Божие, учиться верности Христу в малом каждое мгновение нашей жизни: на улице, дома, в храме, при общении с людьми, которые находятся рядом с нами и которых Господь неслучайно посылает нам, ведь люди, окружающие нас - это Его дар. Может быть и мы должны стать даром для кого-то: не нести злобу, непрощение, обиды, равнодушие, но нести добро, милосердие, участие, любовь, веру, которая выражается не в словах, а в делах. И если мы в каждый момент нашей жизни будем думать об этом, то будем верными Христу: верными в малом, но способными оказаться верными во многом.