Епископ Арсений: Только любовь придаёт ценность всем нашим шагам в Церкви и в жизни

24 января 2018 года, в день памяти преподобного Михаила Клопского, епископ Арсений в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в Михаило-Клопском монастыре.

За Божественной литургией на заупокойной ектении была совершена молитва об упокоении протоиерея Михаила Гундяева. По окончании Литургии был совершён молебен перед ракой с мощами преподобного Михаила Клопского.

По окончании богослужения епископ Арсений обратился к молящимся со словами проповеди. Владыка отметил, что сегодня на Литургии читались слова из апостольского послания, в котором апостол Пётр наставляет христиан: «более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8), «будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1 Пет. 4:9). Самым важным в этом послании, как и в посланиях других апостолов, по слову владыки, является наставление о любви. К примеру, Иоанн Богослов пишет: «кто не любит, тот не познал, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). У апостола Павла в послании к Коринфянам есть знаменитый гимн любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1-3). Сам Христос заповедовал своим ученикам: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34).

Владыка подчеркнул, что наставление о любви является самым главным христианским наставлением: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), то есть хотя бы между собою. Любовь - это отличительный признак истинных учеников Христовых. В Новом Завете есть много подобных высказываний, где любовь воспевается как самая главная христианская добродетель. Основанием этому служит то провозвестие, сердцевина христианства, что Бог есть любовь, и ради этой любви Он стал одним из нас, ради Своей любви Господь воспринял смерть и Воскресение, для того, чтобы мы, будучи причастны этой любви, тоже могли стать наследниками Воскресения в жизнь вечную.

Владыка отметил, что евангельское чтение, которое прозвучало за Литургией, продолжает тему любви. Ко Христу подошёл законник, то есть фарисей, и спросил: какая заповедь больше? В этом вопросе заключалось лукавство, потому что по ветхозаветной (иудейской) традиции считалось, что нужно выделить как можно больше заповедей и усердно исполнять их все. Стоит отметить, что фарисеи представляли из себя некий тип благочестивых людей, которые гордились тем, что знали все Заповеди из Писания, из неписанного Предания, предания старцев, исполняли их и могли наставлять других. Если бы Спаситель ответил как-то однозначно ни их вопрос, то его можно было обвинить в неуважении ко всему остальному закону. Однако Господь сказал так, чтобы ответ его был понят и принят всеми, кто Его слушал и, кто Его вопрошал: «первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:29-31). В этом ответе не было никакого чрезвычайного откровения, всё это уже содержалось в Ветхом Завете: Заповедь о любви к Богу и Заповедь о любви к ближнему. А словами «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» начиналось и заканчивалось древнее иудейское богослужение. Поэтому этот ответ был таким, который оставил без дальнейших вопросов всех тех, кто возражал Христу, или пытался поймать Его на словах.

По слову владыки, очень ёмко и по существу сказал Христос о том, что весь закон содержится в одном – любви к Богу и ближнему. Новое, что Господь приносит в эту заповедь: «возлюби ближнего как самого себя». Тут Он раздвигает границы ближних за рамки одного только иудейского народа, как привыкли считать в то время иудеи. Они считали, что ближний - это мой брат по крови и по вере. Своих нужно было любить, а язычников ненавидеть. Однако в параллельных местах четырёх Евангелий вслед за этим вопросом Господь рассказывает притчу о милосердном самарянине, которая и открывает, что ближний - это не просто человек близкий нам по крови или вере, а тот, с которым лицом к лицу нас сталкивает нужда, скорбь, тяжкие обстоятельства, болезнь, страдания. Наш ближний – это любой человек, который нуждается в нашей поддержке здесь и сейчас. Это может быть не обязательно страждущий человек, но и тот, которому дорого наше внимание, который рядом с нами дома, на работе или где-то ещё. Каждый человек, которого Господь посылает нам в течении дня - это есть дар как для этого человека, так и для нас. Потому мы можем вынести из этой встречи что-то полезное, или принести пользу этому человеку (а одновременно и самим себе), если будем следовать этой важной и основной заповеди о любви к Богу и ближнему.

Тему любви как основной христианской добродетели очень трогательно и величественно развивает святой отец конца I века Климент Римский. Это был ученик апостолов Петра и Павла, епископ Рима. Обращаясь к коринфским христианам со своим посланием, чтобы уврачевать раскол, который был в конце первого века в Коринфе, он обращается к ним с увещеванием о покаянии и любви, и среди прочего пишет им: «Несказанна высота, на которую возводит любовь. Любовь соединяет нас с Богом; любовь покрывает множество грехов, любовь всё принимает, всё терпит великодушно. В любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делает в согласии, любовию все избранные Божии достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу» (Климент Римский. Послание к Коринфянам. Глава XLIX). Это очень сильное высказывание, и нам следует помнить его.

Все наши молитвы, посты и другие подвиги без любви превращаются в фарисейство или суеверный фанатизм, подчеркнул владыка. Только любовь придаёт основную ценность как всем нашим шагам в Церкви, так и всей жизни нашей в целом. Причём, когда Христом даётся Заповедь о любви и апостолы говорят о лней, это не значит, что человек может приказать себе полюбить ближнего и врага, и отныне поступать так. Одним словом, мы не можем изменить своё сердце, но Заповеди о любви в словах Господа и в словах его учеников говорят о делах любви. А вот эти дела любви мы можем делать всегда, даже если наше греховное сердце сопротивляется, или по нашей лености и расслаблению мы не хотим чего-то подобного совершать. Однако сами дела милосердия, дела любви такие как: помощь нуждающимся, доброе слово или молитва - это то, что полагает начало нашей настоящей христианской жизни, полагает начало размягчению нашего сердца, для того, чтобы не только делами, но и внутренним устроением мы уже проникались вот этой самой главной и важной христианской добродетелью. Святитель Климент продолжает: «По любви воспринял нас Господь; по любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал кровь Свою за нас, и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши» (Климент Римский. Послание к Коринфянам. Глава XLIX).

Сегодня, празднуя память Михаила Клопского, мы находимся в периоде попразднства одного из важнейших праздников церковных - Крещения Господня, или Богоявления. Древний праздник Богоявления, отмечаемый с конца II века, и уже общецерковно в III веке, говорит нам не только о событии на Иордане, о Крещении Господа Иисуса Христа и начале Его проповеди. Главным идейным содержанием праздника является та самая вечная евангельская весть о том, что Бог явился в этом мире нас ради человек и нашего ради спасения, как мы и поем: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный». Мы вспоминаем не только Крещение на Иордане, но и всё, что соделал ради нашего спасения Господь своим Богоявлением, а это: и Рождество, и начало Его общественного служения, и Крест, и Воскресение, и наконец Вознесение, и седение одесную Бога Отца. Мы должны помнить, что всё это Господь совершил не ради Себя Самого, но ради нас, ради каждого человека в отдельности, который жил, или будет когда-либо жить, от Адама и до последних времён. Чтобы каждый из нас мог стать причастником этой любви, если воспримет Христа в своём сердце, если отзовётся благодарностью на всё, что совершил ради нашего спасения Господь, и будет стараться свою жизнь соизмерять со словом Его и Его волей.


Его Преосвященству сослужили наместник Михаило-Клопского монастыря игумен Иаков (Ефимов), благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев, настоятель храма свт. Василия Великого д. Васильевское протоиерей Александр Фролов и настоятель церкви Святого Духа п. Батецкий протоиерей Георгий Фанфарони.
Богослужение сопровождалось пением мужского хора Новгородского Духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова.