Епископ Арсений: Несмотря на всё зло, которое совершает человек, он не перестаёт оставаться самым любимым творением Божиим!

14 января 2018 года, в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил праздничное всенощное бдение.

По окончании Литургии было совершено славление с молитвой святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской. По окончании богослужения владыка Арсений обратился к прихожанам с архипастырским словом. Он отметил, что первого января по старому стилю, на восьмой день Рождества Христова Церковь отмечает двойной праздник, праздник настолько древний, что в богослужении праздника эти два смысла тесно переплелись в тексте одной службы: это событие из евангельской истории - обрезание Господне и память святителя Василия Великого.

Святитель Василий Великий – это один из величайших отцов Церкви, чтобы о нём рассказать достойно, потребовалось бы сделать обширный экскурс в историю Церкви и в его творения. Но из-за недостатка времени отметим, что до IV века он был, пожалуй, самой величайшей фигурой в жизни Церкви среди святых отцов. Во-первых, он родился в христианской семье, в которой было много святых: это его бабушка Макрина, которая помнила еще последние гонения Диоклетиана, его сестра, тоже Макрина, его мать Эмилия, его брат Григорий - эти имена есть в наших святцах, а Василий был старшим между братьями, всего в семье было 10 детей. В этой святой семье и произрос такой великий плод святости. Это к слову о ценности подлинно церковного воспитания в христианской семье. Во-вторых, как отметил владыка, святой Василий стал называться Великим чуть ли не при жизни. Это был, действительно, великий богослов, великий святитель, великий литургист, литургию в честь его имени мы как раз сегодня и совершали, великий основатель монашества, великий пастырь, самоотверженно трудившийся, положивший жизнь свою в Церкви. Он жил в очень неспокойное и проблемное время, Церковь раздиралась ересями и расколами, и при этом видимом торжестве зла, ему пришлось очень много сил положить для служения Церкви Христовой. В 370 году он стал епископом, а 1-го января 379 года, на 49 году жизни, он отошёл в вечность, и его отшествие в вечность оплакивала вся Кесария: как христиане, так и иноверцы.

Владыка напомнил, что сегодня также совершается Господский праздник - Обрезание Господне. Одним из смыслов праздника является воспоминание эпизода из жизни Иисуса Христа, когда на восьмой день, по закону Моисееву, как и всем младенцам народа израильского, Ему надлежало пройти через обряд обрезания, который символизировал вхождение в Церковь Ветхого Завета и заключение союза с Богом ещё со времён Авраама. Некоторые святые отцы говорят о том, что Господь тем самым дал нам образец, пример послушания Закону Божиему. Но самый главный смысл этого праздника, по слову владыки, заключается в том, что эон является продолжением праздника Рождества, это явление Бога в мире, как беззащитного младенца. Хотя вчера и совершалось отдание праздника Рождества Христова, но согласно древнему церковному циклу, этот рождественский период закончится тогда, когда мы отпразднуем праздник Сретения Господня. Вся эта череда праздников: Рождество Христово, Обрезание Господне, Богоявление и праздник Сретения включены в одну общую тему – явления Бога в мире, Его рождения, как человека. Господь входит в ткань человеческой истории, становится одним из нас, чтобы мы стали, по слову апостола Петра, «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1:4), или по выражению святых отцов, «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». В этом самая главная благая весть христианства, его сердцевина, без которой его бы и не было, его вечная новизна и вечная радость -  человеческий мир не покинут Богом, Он с нами, рожденный от Девы, подросший, крестившийся, распятый, воскресший, вознесшийся и пребывающий невидимо со Своей Церковью. Потому Богоявление – это общее название для всех этих праздников, этот тот главный смысл, который мы вкладываем в него.

Владыка подчеркнул, что, начиная с самых первых времён существования христианства, Церковь встретила много критики в языческом римском мире, и образованным людям той эпохи казалось абсурдно верить в то, что Бог мог стать человеком, а также закончить Свою жизнь так печально, на Кресте, ведь эта смерть считалась не только мучительной, но и позорной, так казнили восставших рабов. Отголоски этого презрения к христианству сохранились и в IV веке, когда христианство уже видимым образом восторжествовало, когда гонения прекратились, начиная с равноапостольного Константина Великого. Сама Римская империя всё больше и больше проникалась христианскими началами, но однако же, памятуя об этих отголосках, об этом мнении, Григорий Богослов в своём «Слове на Богоявление, или на Рождество Христово» говорит: «Это ставишь ты в вину Богу – Его благодеяние? Потому Он мал, что для тебя смирил Себя? Что смиряется ради души, преклонившейся до земли, чтобы возвысить с Собой склоняемое долу грехом»?

Поэтому каждый раз, когда мы будем праздновать этот день, будем помнить все основные смыслы, которые вложены в праздник Рождества Христова: несмотря на наше отступление от Бога, несмотря на всё зло, которое мы творим, несмотря на всё предательство по отношению к Богу и друг к другу со стороны человека, человек не перестаёт оставаться самым любимым Божиим творением, и потому, ради нашего спасения, Сам Господь становится человеком. Наверное, любовь Божия и не могла явить себя более величественно в этом мире, чем в образе беспомощного Младенца, лежащего в яслях Вифлеема. Это образ Бога, вечный для каждого из нас, Он не навязывает Себя, Он не заставляет верить в Него или поклоняться Ему, но Он приходит в этот мир и умирает за нас, ожидая, что мы со своей стороны ответим Ему любовью на любовь, благодарностью за спасение, следованием за Ним, чтобы быть причастниками Его Богоявления и Его Воскресения.