Епископ Арсений: Почему Новый Завет начинается с перечня имен родословной Христа?

31 декабря 2017 года, в Неделю перед Рождеством Христовым, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

На Божественной литургии после чтения Евангелия владыка Арсений обратился к прихожанам с архипастырский словом. Он отметил, что этот воскресный день, последний перед праздником Рождества Христова, называется в Церкви Неделей перед Рождеством, а также Неделей святых отец. Из чтений Священного Писания, которые сегодня прозвучали, мы понимаем, что под святыми отцами, прежде всего, согласно посланию апостола Павла к Евреям, понимаются праведники Ветхого Завета. И в этом послании, как и в других посланиях апостола присутствует мысль о том, что вся история Ветхого Завета - это приуготовление к Завету Новому, это прообраз и приуготовление к спасению, к пришествию Спасителя.

В этом апостольском чтении перечисляются праведники, судьи, полководцы, пророки знаменитые своей верой, которая стала образцом для многих христиан уже в I веке. Потому апостол Павел и приводит их в качестве примера, он перечисляет тех, кто заградил уста львов, избег острого меча, обратил в бегство полки чужих, тех, благодаря кому прияли жёны мёртвых своих воскресшими, но при этом и тех, кто был гоним этим миром, тех, кого не был достоин этот мир: скитальцев в пустынях, горах и пропастях земных. Продолжая вереницу этих ветхозаветных святых, апостол Павел вдруг говорит, что они не приняли обещанного, не приняли обетования, потому что Бог предопределил нечто лучшее: чтобы эти праведники Ветхого Завета, чей подвиг во многом сравним с подвигом христианских мучеников, не без нас достигли совершенства.

Евангельское чтение - это самое начало Нового Завета, где мы читаем родословную Иисуса Христа - «Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля» (Мф. 1:1), и у современного читателя, не погружённого в библейскую культуру, может возникнуть закономерный вопрос о том, что же должны эти имена говорить нам. Зачем начинать благовестие о Христе, Новый Завет, с перечня этих имен, только отдельные из которых знакомы нам по Священной Истории Ветхого Завета? Как подчеркнул владыка, прежде всего нам нужно иметь ввиду, что апостол Матфей пишет свое Евангелие для христиан из евреев, для людей, живших в этой библейской культуре, где родословные имели решающее значение. Израильский народ Ветхого Завета отличало от всех остальных языческих народов то, что они были избраны Богом в Священной Истории, и их миссия, как говорят нам апостольские послания, заключалась в сохранении истинной веры, в подготовке народа, а через него и всего мира к пришествию Христа, поэтому в этом смысле апостол Павел называет ветхозаветный Закон - детоводителем ко Христу.

Также от всех остальных языческих народов их отличала не только вера в Истинного Бога, но и вера в то, что Он действует в истории народа и в истории всего мира. Не так о боге или богах говорили язычники, которые смену времен года, смену жизненного цикла человека облекали в мифы, а мифы о языческих богах не имеют никакого отношения к истории. Таким образом, израильский народ Ветхого Завета отличался именно тем, что видел десницу Божию в собственной истории, начиная с призвания Авраама, начиная с избавления от египетского рабства, начиная с тех праведных царей и пророков, посылаемых к ним от Господа, тех, кто предвозвещал о спасении мира, которое тоже должно наступить в истории, о пришествии Христа. Поэтому летописи, а некоторые книги Ветхого Завета так и назывались летописи - книги Паралепоменон, это очень важные документы для евреев, свидетельствующие о принадлежности их к тому народу, который Бог выделил в истории для этой высокой миссии, для того, чтобы в этом народе был явлен для всего мира, для всех народов Христос Спаситель.

Списки имён, по слову владыки, это, прежде всего, свидетельство принадлежности к народу Божиему, а родословная Иисуса Христа, помещённая в начале Евангелия от Матфея говорит ещё о том, что Он не просто явился в истории этого народа, как это было предвозвещено пророками, но, прежде всего, то, что Он стал человеком. Поэтому перед событием рождества Христова евангелист Матфей помещает Его родословную, список Его земных предков, эту ткань человеческой истории, ткань человеческой жизни как самое красноречивое свидетельство того, что Он, Бог, стал одним из нас. Григорий Богослов в своём слове на Рождество Христово говорит, что это не наш праздник, а праздник Того, Кто стал нашим. Поэтому, как отметил владыка Арсений, для нас, членов Церкви, каждое имя, каждое слово в этом перечне должно отдаваться в сердце колокольными ударами благовеста, который возвещает спасение миру, возвещает о том, что Бог настолько возлюбил человека, как и все творение, что не только покидает его, но является в этом мире, становится одним из нас ради нашего же спасения. 

Евангелист Матфей заканчивает сегодняшний евангельский отрывок описанием того, как Иосиф, мнимый отец Иисуса Христа, был вразумлен свыше принять Деву как свою жену, хотя оказалось, что Она имеет во чреве. Это произошло, по слову апостола Матфея, дабы исполнилось пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23). Имя Иисус - «Бог Спаситель» и предуказанное пророком Исаией имя Еммануил - «С нами Бог» должно каждого из нас ободрять и укреплять в минуты искушения, в минуты, когда мы колеблемся в вере, колеблемся в уповании на Бога или находимся под гнётом житейских скорбей, мы должны вспомнить о том, что с нами Бог. Господь не покинул Своё творение, не покинул людей, но теперь во Христе Он рядом с каждым из нас, Он всегда пребывает в Своей Церкви, всегда пребывает в душах верных, тех, кто стремится жить по Его слову.

Когда в нашей жизни побеждает добро, когда в ней есть место состраданию ближним, делам милосердия и любви, то с нами Бог. Каждый раз, когда мы находим в себе возможность преодолеть беды, когда выбираем между Богом и дьяволом сторону Бога в своём сердце, то Он с нами, и конечно, прямым и самым тесным образом с нами Бог, когда мы участвуем в церковных Таинствах. В Таинстве Причастия, когда мы становимся Его народом, то «с нами Бог». «С нами Бог, разумейте языцы, неверующие и покаряйтеся, яко с нами Бог», - закончил владыка своё слово.

По окончании Литургии был совершён водосвятный молебен и вознесены особые прошения из чина молельного пения на Новый год.