690

24 декабря 2017 года, в неделю 29-ую по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Юрьева монастыря. Накануне вечером в том же соборе обители владыка совершил всенощное бдение.

Во время Литургии после чтения Евангелия владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что в притче о званых на вечерю говорится о том, что один господин устроил праздничный ужин (вечерю) в честь своего сына и попросил своего раба сказать званым: «Идите, ибо уже всё готово» (Лк.14:17). Во времена проповеди Спасителя простые люди, слушавшие его, не могли поесть досыта даже хлеба, и вот этот ужин или вечеря ассоциировалось у них с большим праздником, во время которого люди могли не только возрадоваться, духовно отмечая какое-то событие, но и насытиться хорошей пищей.

В то же самое время в Ветхом Завете бытовало представление, что в последние времена придёт Господь и установит своё Царство, и это Царство понималось в образе вечери, пира. Это образное представление проникло и в Новый Завет. Так в Апокалипсисе описывается второе пришествие Христа и наступление Царства Божьего как брак Агнца и его Церкви, брачный пир. Таким образом, то, что описано в этой притче простыми словами, включает в себя гораздо больший смысл: господин, призывающий гостей на вечерю - это Господь, люди, которых он приглашал - это народ иудейский, который по разным причинам отказывался от послушания воли Божьей, который на протяжении веков жил в ожидании Спасителя, а когда Он пришёл, иудеи Его не приняли.

В притче описывается, как раб господина пришёл к званым с приглашением на пир и от каждого получил отказ. Первый сказал: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть её, прошу тебя, извини меня» (Лк. 14; 18). Второй званый ответил: «я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня» (Лк. 14; 19). Третий сказал: «я женился, и потому не могу прийти» (Лк. 14; 20). Раб вернулся и доложил своему господину, что все эти люди, дружбой которых он дорожил, которых он уважал, которых хотел видеть на своём торжестве, не захотели прийти, проигнорировав его приглашение. Тогда хозяин сказал своему рабу: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14; 21). По слову владыки, то же самое делали и апостолы, которые, проповедуя слово о Христе, призывали в Церковь, в истинный народ Божий всех, кто откликнется на призыв Христа.

Как отметил владыка, эта притча, сказанная Христом однажды, снова и снова звучит в храме и доносит до нас важный смысл: оказывается, мы тоже можем оказаться в числе тех людей, которые отказываются от приглашения Божьего. Спаситель, рассказывая эту притчу о пире, а это было на заре существования Церкви, конечно, подразумевал и трапезу Господню, занимающую центральное место в жизни христианской Церкви – вкушение тела и крови Христовых, во время которого мы соединяемся с Господом и делаемся причастниками жизни вечной. Кроме этого прямого и очевидного смысла есть здесь и смысл нравственный, заключающийся в том, как каждый из нас откликается на призыв Христа. Всегда ли мы откликаемся на Его призыв? Являемся ли мы подлинными учениками Христа? Или находим всяческие отговорки и «благовидные» предлоги, чтобы свернуть с этого пути и отказаться от приглашения на пир? К примеру, из-за «важных» дел решаем пропустить воскресное или праздничное богослужение, отказываемся причащаться из-за ложного смирения и т.д.

Если же мы посмотрим на свою жизнь шире нашего участия в храмовом богослужении, то не найдем ли мы признаки того, что отказываемся следовать призыву Христа? Кто из нас задумывался, о чём все наши молитвы? Мы постоянно требуем у Бога что-то для себя, строим свою личную счастливую жизнь, и больше нас ничего не интересует. Но мы не должны повторять ошибок званых из притчи, которые, наслаждаясь данными Богом дарами, ставили себя вне общения с Ним. Мы должны помнить, что мы, христиане, призваны быть кем-то больше, чем просто просителями и получателями Божиих даров в этом мире. Мы являемся Церковью Христовой и продолжаем Его дело. А дело это заключается, прежде всего, в провозвестии того, что Бог есть любовь, и мы своими делами и словами должны свидетельствовать об этом.

Христиане должны быть Его руками, Его присутствием в этом мире, помогая нашим ближним, откликаясь на их страдания, боль и нужду. Мы не должны оставаться глухими в тех случаях, когда можем проявить к людям милосердие, сострадание и оказать поддержку. Наши дела будут убедительнее всяких слов свидетельствовать миру о Христе и о том, что мы не просто громко называем себя верующими, но мы действительно Христовы, живём с Богом, и Бог живёт в нашей жизни. Об этом особенно актуально вспомнить сейчас, в преддверии праздника Рождества Христова, когда в богослужебных песнопениях будет воспеваться пришествие в мир Сына Божьего. И мы с вами своей жизнью должны показать ближним, что означает лично для нас пришествие в мир Единородного Его Сына. 


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15