Епископ Арсений: Мученики – вот самая сильная проповедь о воскресшем Христе!

17 декабря 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе Старой Руссы.

По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом. Он отметил, что этот воскресный день посвящён воспоминанию ряда замечательных святых. Прежде всего, это великомученица Варвара - святая, жившая в III - начале IV века, одна из самых известных мучениц того времени, когда христианство было преследуемо в Римской империи. Она пострадала за Христа во время последнего гонения Диоклетиана, которое потом продолжил Максимиан в 306 году. Великомученица Варвара особо почитается православным народом и имеет особую благодать, отвечает на молитвы, когда к ней обращаются с просьбой избавить от внезапной смерти, смерти без церковного приуготовления, Причастия.

Сегодня же вспоминается и преподобный Иоанн Дамаскин - святой отец, живший в VIII веке, в трудное для Церкви время, когда в Византии возникла ересь иконоборчества, грозившая потопить всё Православие, потому что большинство храмов и епархий на тот момент были уже иконоборческие. Это было ещё до Седьмого Вселенского Собора, и тогда это лжеучение, насаждаемое императорами, встретило многих мужественных противников и исповедников, таких, как Герман, Патриарх Константинопольский, и преподобный Иоанн Дамаскин, автор замечательных произведений, церковный песнотворец, стихиры и каноны которого до сих пор звучат в Православной Церкви.

По слову владыки, Иоанн Дамаскин как богослов написал три слова в защиту святых икон, в которых доказывалось, что иконопочитание является прямым следствием боговоплощения. «Я видел человеческий лик Бога, и спасена душа моя», - утверждал богослов. Христос принял человечество, а значит и образ человеческий, поэтому он описуем и изобразим, изобразим в Евангелие словами, изобразим и на иконах, наше поклонение относится не к словам и не к краскам, а Первообразу, т. е. Самому Христу. Эти идеи помогли Православию восторжествовать на Седьмом Вселенском Соборе, до которого преподобный Иоанн не дожил, но успел в своей жизни многое сделать для торжества Православия. 

Владыка также отметил, что сегодня вспоминается ещё один замечательный святой - это святитель Геннадий Новгородский, один из самых выдающихся новгородских архиереев. Он жил в XV веке, скончался в начале XVI века. Это было политически тяжёлое время для Новгорода, потому что он уже был присоединён к Московскому княжеству, и в духовном отношении непростое из-за одного из соблазнов того времени - ереси жидовствующих, противоборником которой был святой Геннадий. Однако, он знаменит не только благодаря противодействию этой ереси, но, прежде всего, как автор Геннадиевской Библии, в которой был издан первый полный славянский свод Священного Писания: всех книг Ветхого и Нового Заветов. Конечно, до этого были священные книги, но они издавались как богослужебные сборники: Евангелия, Апостол и те фрагменты из Священного Писания Ветхого Завета, которые читаются на паремиях, так называемые паремийники. Но полный свод Священного Писания на Руси и во всем славянском мире был впервые издан при архиепископе Геннадие в 1499 году.

Наконец, сегодня вспоминаются ещё две замечательные святые - это православные христианки знатного происхождения, жившие уже в XX веке в Петрограде, члены Александро-Невского братства: Екатерина Арская и Кира Оболенская, промыслом Божиим, оказавшиеся в Новгородской губернии, где и приняли мученический венец. Обе святые были расстреляны в годы советской власти в Боровичах, поэтому они могут почитаться и как наши местные святые и новомученицы. По слову владыки, новомученики Церкви Русской, как и мученики первых веков христианства, такие как великомученица Варвара, великомученик Георгий - это слава и украшение Церкви, они -самая сильная проповедь о воскресшем Христе.

Греческое слово «мартис», по-славянски звучащее, как «мученик», первоначально имело смысл «свидетель». И вот мученики своими страданиями и свидетельствуют о том, что во Христе смерть не имеет никакой власти, что во Христе нам дарована жизнь вечная, и мы уже сейчас в Церкви, в причастии, в молитвах становимся участниками или причастниками жизни вечной. Мученики и новомученики Церкви Русской умирали не столько за Христа, но для того, чтобы вместе с Ним, стать причастниками Его победы над смертью! Это очень важный опыт, это очень сильное свидетельство, на котором утверждается Церковь ещё с древних времен, потому что, как говорил христианский писатель древности Тертуллиан, «кровь мучеников - это семя христианства». Во времена преследований, несмотря на запреты и смертные казни, учение Церкви распространялось. Первый импульс был задан апостольской проповедью, но и сами апостолы как верные свидетели Христовы почти все стали мучениками, т.е. мученически окончили свою жизнь. Церковь Христова продолжала расширяться вплоть до отмены гонений при императоре Константине. Несмотря на страшные гонения и муки, Господь постоянно прилагал спасаемых в Церковь, и в этом есть неоценимая заслуга именно святых мучеников.

По слову владыки, пример их веры, пример их любви вдохновлял многих. Благодаря им Церковь смогла преодолеть ненависть мира сего и восторжествовать над язычеством. Так было в IV веке при равноапостольном императоре Константине, так было и в наше время, когда по молитвам новомучеников и исповедников Церкви Русской безбожный натиск на Церковь в конце концов остановился, атеистическая власть ушла, а Церковь, вопреки самонадеянным похвалам показать, например, к 80-му году последнего попа, продолжает существовать и будет продолжать существовать до скончания века, потому что основана на неложных словах Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Мы веруем, что молитвами новомучеников Церкви Русской Господь и нас всех помиловал и призвал в Свою Церковь, в Свой народ, призвал нас ко спасению. Потому каждый из нас в своей жизни должен оказаться достойным памяти этих святых, которых мы прославляем, оказаться не только на словах, но и на делах их наследниками в вере и их приемниками в любви к Господу.