Епископ Арсений: Граффити в храмах - это голос наших предков, обращённый в вечность

10 декабря 2017 года, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение», в новгородском Музее изобразительных искусств состоялось закрытие фестиваля фильмов об истории и искусстве Великого Новгорода. В этот день собравшимся была продемонстрирована последняя кинокартина фестиваля «Граффити Софийского собора Великого Новгорода». В мероприятии принял участие епископ Арсений.

Напомним, что организаторами фестиваля являются Новгородский музей-заповедник, Президентская библиотеки им. Б.Н. Ельцина и Новгородская митрополия.  

Как сообщает интернет-издание «53 новости», участники встречи поделились воспоминаниями о том, как икона Пресвятой Богородицы «Знамение» заняла подобающее ей место в Софийском соборе. Особо был отмечен тот факт, что покидала она Софийский собор всего дважды и оба раза в ХХ веке. Во время войны, когда она была эвакуирована, и в 1980-1985 годах, когда находилась в Москве на реставрации.

Икона была возвращена новгородской епархии вместе с Софийским собором в 1991 году. Особую роль в возвращении святыни Русской Православной Церкви сыграл епископ (ныне митрополит) Новгородский и Старорусский Лев. О том, какое отношение было к этому со стороны государства в то время, свидетельствует тот факт, что среди светских властей в отношении иконы и Софийского собора звучали главным образом формулировки «отдать» или «передать», но не «возвратить».

С приветственным словом к участникам фестиваля обратился епископ Арсений. Владыка поздравил собравшихся с праздником и отметил, что история граффити простирается на многие тысячелетия мировой культуры. Рисунки-граффити существовали ещё в доисторические времена. Они были известны и в античном мире. В Киевской Руси этот жанр монументального письма приобрёл особое значение. Если в античном мире они носили деловой и бытовой характер, как берестяные грамоты на Руси, то граффити в русских храмах носили не повседневный, а сакральный характер. В большинстве своём церковные граффити – это молитва. Это голос наших предков, обращённый в вечность. И сегодня, благодаря учёным, мы имеем возможность его услышать.

В завершение встречи состоялась демонстрация фильма «Граффити Софийского собора Великого Новгорода». В документальной работе было рассказано о том, какие росписи были нанесены в Софийском соборе за его без малого тысячелетнюю историю. Благодаря им учёные сумели не только во много восстановить язык Древней Руси, но и проникнуть в психологию наших предков.

Всего в Софийском соборе было обнаружено более 800 надписей. Процесс их исследования был начат ещё в XIX веке, когда были перенесены на кальку первые надписи, найденные при больших реставрационных работах в храме. Сейчас при восстановлении граффити в Софийском соборе используется в том числе и компьютерная графика.