Епископ Арсений: Царствие Божие - это распятая на Кресте любовь Бога к человеку

27 сентября 2017 года, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером владыка возглавил праздничное всенощное бдение с чином Воздвижения Креста в Софийском соборе.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что из церковной истории мы знаем, что мать императора Константина святая Елена в 326 году обрела Честной и Животворящий Крест. Тогда же по повелению самого императора на Святой Земле стали строиться храмы и величественный собор, который должен был вместить в своих стенах Гроб Господень и Голгофу. 13 сентября (26 сентября по новому стилю) 335 года завершилось строительство этого собора, который был освящён в честь Воскресения Христова. 14 сентября этого же года (27 сентября по новому стилю) состоялся первый праздник в честь Воздвижения Креста Господня.

Владыка напомнил, что в сегодняшнем апостольском послании мы слышали, что слово о Кресте для погибающих – это юродство, то есть безумие, а для спасаемых – это сила Божия. Апостол Павел говорит, что крест Христов является для иудеев соблазном, для эллинов - безумием (см. 1 Кор. 1:18-24). Почему апостол говорит так резко? Что значит Крест-соблазн и Крест-безумие, а для нас, спасаемых, сила Божия? Иудеи, как мы помним, ожидали спасения, они сохраняли веру в единого истинного Бога, но спасение ими понималось, прежде всего, как освобождение от языческого ига, а в то время это было иго римлян. Они не могли представить себе Мессию, т. е. Христа, который не стал бы земным царем Израиля, не освободил бы израильский народ и не вернул бы золотые времена царей Давида и Соломона. То, что Мессия может умереть, допускали лишь некоторые, но чтобы Он умер так страшно, мучительно и позорно никто и помыслить не мог, потому что в Ветхом Завете сказано, что «проклят пред Богом всякий повешенный на древе» (Втор. 21:23). В связи с этим сама идея и проповедь о том, что Христос, Сын Божий, был распят на Кресте, для многих иудеев закрывала врата веры в Него.

Эллины или греки, то есть язычники, возлагали все свое упование и надежду на мудрость философии. Возвышенная философия эллинов смогла пролить свет на многие истины, о которых говорило в последующем и христианство, например, истину о едином Боге, о бессмертии души, о борьбе с грехом, аскезе, и т. д. Однако эта же философия стала препятствием для многих эллинов для принятия Христа, потому что, представляя Бога возвышенным, духовным существом, чуждым всякого страдания, всякого сопереживания, всего человеческого, они не могли вместить весть о страдающем Сыне Божием. Вспомним, что они ответили апостолу Павлу, когда тот проповедовал в Ареопаге: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Это означало, что у этих людей не было желания говорить о воскресении. Поэтому для внешнего мира, для иудеев набожных и для философствующих эллинов, Крест является или соблазном, или безумием, «а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1:18).

По слову владыки Арсения, проповедь о Кресте у апостола Павла неразрывно связана с проповедью о любви Божией к этому миру. Христос не стал царём в том представлении, которое бытовало в то время в иудейской среде, не оправдал их земных чаяний. Но люди не могли себе представить, что во время своего крестного пути на Голгофу Он станет самым великим Царём, который когда-либо был на земле. Царствие Божие, о котором возвещено в Евангелие - это не земное величие Христа, который отверг это искушение, а именно крестный путь Спасителя и, как следствие, наш крестный путь, который мы повторяем вслед за Христом. Это путь борьбы со злом в нашей душе и безропотного, доверительного, благодарного перенесения всех испытаний, которые Господь посылает в нашей жизни. Владыка подчеркнул, что самое важное, о чем говорит настоящий праздник и к чему должна обращаться наша мысль, когда мы думаем о Кресте Христовом, представляем этот Крест или изображаем его на себе, это то, что Царствие Божие - это распятая на Кресте любовь Бога к человеку, которая забывает себя для того, чтобы дать нам жизнь, спасти мир. Ведь ради жизни мира Христос взошёл на Крест, сошёл в ад и воскрес. Он прошел этот путь не для Себя, а для нас, чтобы каждый в своём личном следовании за Ним прошёл в итоге тем же самым путем, потому что Господь призывает всех нас в Царство Небесное. Пусть память об этом никогда не покидает нас среди тяжких обстоятельств, трудностей, страданий или даже гонений, которые не раз случались в истории христианства. Будем помнить Крест Христов, который является знамением нашего искупления и нашей победы, а также слова Господа: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

По окончании богослужения было совершено поклонение Кресту и по сложившейся в этот день традиции монастыря прихожанам были вручены нательные крестики.