709

Сегодня в Великом Новгороде открылась выставка, посвященная Боголюбской иконе Божией Матери, созданной в XII веке. По преданию, образ повелел написать благоверный князь Андрей Боголюбский, которому явилась Пресвятая Богородица.

На месте явления Матери Божией князь построил резиденцию, а поодаль — прекрасный храм Покрова на Нерли. Иконописец изобразил Богородицу такой, какой Её увидел князь. Она стоит с поднятым в молитве руками и с ликом, обращенным ко Христу. В правой руке Матери Божией — молитвенный свиток со словами «Да благословит Он место сие, Ею избранное».

Конечно, саму великую святыню не привезли — сейчас она находится в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника на двухлетнем наблюдении. Но привезли подробный отчет о многолетней истории реставрации древнего образа, который дает полное представление о трудах пяти поколений ученых и о значимости и красоте этой иконы.

Экспозиция расположилась в холле второго этажа главного здания Новгородского музея-заповедника в Кремле. Она посвящена завершению основной фазы реставрационных работ святыни.

Сегодня на открытии выставки выступили руководители Новгородского и Владимиро-Суздальского музеев-заповедников Наталья Григорьева и Игорь Конышев, вице-мэр Анатолий Осипов, а также Александр Анатольевич Горматюк – известный художник-реставратор, исследователь, кандидат искусствоведения из Москвы.

К первым посетителям выставки также обратился епископ Юрьевский Арсений.

– Эта замечательная икона наряду с иконой Владимирской Божией Матери является одной из древнейших святынь русского народа, которые ознаменовали начало возвышения или собирания земель вокруг Северо-Восточной Руси, - сказал Владыка.

В своей речи он отметил, что икона относится к византийскому типу Агиосоритиисса, что значит «Предстательница» или «Молитвенница», однако, как отмечают специалисты, она несет на себе следы других византийских типов, таких, как Оранта («Молаящаяся») и Одигитрия («Путеводительница»).

Владыка также напомнил слова митрополита Антония Сурожского о том, что труд иконописца (а в нашем случае - реставратора) можно сравнить с трудом Бога по преображению и освящению человеческой души.

Во время осмотра выставки епископ Юрьевский ответил на наш вопрос, чем важны такие музейные выставки для верующего человека.

«Эта выставка — возможность познакомиться с кропотливой работой реставраторов. У нас часто нет представления, как икона пишется или как реставрируется, потому что обычные люди, посещающие храм, относятся к иконам как к данности. А такие выставки, прежде всего, позволяют оценить именно древнерусские памятники иконописи, понять, сколько было вложено человеческих сил, чтобы их промыслом Божиим сохранить, восстановить кропотливо слой за слоем. Эту работу можно сравнить с работой самого Господа по изменению, реставрации человеческой души, пока она воссияет в первоначальной красоте, такой, какой должна была быть».

Фото Алексей Мальчук, 53news.ru