Епископ Арсений совершил всенощное бдение накануне престольного праздника в храме Успения в Колмово

Вечером 27 августа 2017 года, в канун праздника Успения Божией Матери, епископ Юрьевский Арсений совершил всенощное бдение в храме Успения Божией Матери в Колмово.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом. «В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную». Так церковный кондак говорит нам об Успении Пресвятой Богородицы, одном из величайших праздников в Православной Церкви. Само слово «успение» обычно переводится, как смерть, однако, более точным будет переводить, как «сон», потому что мы помним историю с воскрешением Лазаря, когда Христос, намереваясь идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11:11), а по славянски сказано «успе». И ученики думали, что речь идет об обыкновенном сне и не понимали зачем Спаситель направляет стопы Свои в Вифанию, расположенную недалеко от Иерусалима, ведь уже тогда Его ждала смертельная опасность. «Но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11), - говорит Господь, зная, что на самом деле Лазарь умер, и считая, что очень необходимо и важно ученикам накануне страстей стать свидетелями его воскресения.

В отношении Божией Матери смерть тоже называется сном. Почему так? В Евангелие Пречистая Дева упоминается не часто. Мы видим Ее в событии Благовещения, в описании Рождества, периодически есть упоминания о Ней в течение земного служения Господа Иисуса Христа, наконец, мы видим Ее предстоящей у Креста Христова, и Господь поручает Ее заботам любимого ученика Иоанна, и уже после Вознесения в книге Деяний святых апостолов мы читаем, что перед сошествием Духа Святого ученики все «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). И вот это, пожалуй, последнее упоминание в Новом Завете о Пречистой Деве, но это, во многом, объяснимо тем, что Евангелие и Послания апостольские, прежде всего, повествуют о Христе, о нашем Спасении, о Боге, ставшем Человеком ради нашего спасения. А Мария, Матерь Божия, как бы всегда оставалась вне основного внимания евангелистов, в тени Господа, но Она, как подчеркнул владыка, никогда и не желала, и не искала для Себя никаких земных почестей, никакого почитания, никакого торжества, а вся Ее жизнь была исполнена глубокого смирения.

По слову Симеона Богоприимца, «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35), мы видим, что человеческая злоба не ограничивается только распятием Сына Ее, но были гонимы и первые христиане, апостолы и другие ученики, и можно с уверенностью сказать, что в полной мере эту чашу гонений, скорбей и поношений пронесла и Пречистая Дева до самого окончания Своего земного бытия. И по древнему преданию Церкви, за три дня до успения, Ей явился тот же благовесник, архангел Гавриил и возвестил о том, что самое большое Ее желание, снова увидеть Ее Сына, вскоре будет исполнено. Когда же наступил положенный день, апостолы, промыслом Божиим собранные в этот день в Иерусалиме, ведь тогда они уже начали свою всемирную проповедь христианства, сопроводили в последний путь Пречистую Деву. Она имела возможность попрощаться с каждым, потому что каждого любила, как Своего сына, но Ее переход в вечность был исполнен большой радостью, не только потому, что Она оставляет этой мир, место печали и скорби, но что отныне Она будет вечно с Сыном Своим и Богом нашим.

Смерть человеческая, как отметил владыка, это большая тайна, можно сказать таинство, это предстояние перед Богом, переход из временного бытия в вечность, встреча, суд и тем более тайной покрыта кончина каждого святого человека, но это тайна, на которой лежит уже отсвет вечной, нетленной жизни, надежда, обетование вечной жизни с Богом. Поэтому праздники святых в Церкви: преподобных, апостолов, святителей и мучеников - это, как правило, дни их преставления, однако, праздник Успения Божией Матери является выдающимся и из всех этих праздников святых по той причине, что Ее кончина была чем-то большим, чем кончина обычного человека. И хотя Церковь не дерзает приподнять завесу этой тайны и открыто провозглашать эту радостную весть, однако, песнопения праздника исполнены этой надеждой, этой радостью, о которой не хочется много говорить, потому что «удобие молчание».

Так бывает, что человек, который нашел свое счастье, не может еще поверить до конца или старается никому не говорить о той радости, чтобы она не улетучилась, чтобы она не исчезла, не оказалась обманом, призраком. Тоже верно, по слову владыки, и по отношению к Пречистой Деве, ведь говорится о том, что гроб и умерщвление Ее не удержали, потому что Она была Матерью Жизни, и Тот, кто вселился в утробу Ее приснодевственную, преставил Ее к жизни. Иными словами, речь идет о том, что вся Церковь и земная, и небесная находится еще на пути к тому рубежу, о котором мы говорим словами Символа Веры, «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», а Пречистая Дева уже пересекла этот рубеж. И значит, это даёт уверенность и радость для всех православных христиан, для всех святых, для живых и усопших, о том, что Господь ведет Свою Церковь именно к той самой обетованной цели, которая ожидает и каждого из нас, если мы останемся верными Ему, и кроме того, Пречистой Деве, ведь после Ее Успения мы имеем «в молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование». Вдумаемся в эти слова. Среди сонма святых Она и самая твердая, и самая постоянная, самая могущественная молитвенница о нас перед Сыном Своим и Богом нашим. Наше спасение совершено Христом, но двигаться нам по пути к этому спасению помогают и молитвы святых, и прежде всего, молитвы Пречистой Девы, Которая поддерживает каждого из нас и Церковь в целом, в Своем молитвенном предстояли перед Христом Богом. Но это же молитвенное предстательство Пречистой Девы, как отметил владыка Арсений, должно не просто нас утешать и не просто нас вдохновлять, но и быть стимулом для нас, чтобы мы сами были достойными этого предстательства, чтобы Ее молитва о нас не была втуне, чтобы мы не продолжали греховную жизнь, как рабы неключимые, а чтобы помогали Ей, помогали Христу Богу совершать наше спасение. Он во утробу вселился приснодевственную ради нашего спасения и нам лишь остается, уповая и опираясь на молитвы Пречистой Девы, на молитвы всех святых, всей Церкви совершать со смирением и доверием Богу, безропотно, но твердо наше христианское шествие, христианское жительство, чтобы по молитвам Божией Матери, Господь, Который когда-то пошел и разбудил Лазаря, Который когда-то в ином, даже высшем смысле, пробудил к жизни вечной Свою Пречистую Матерь и всех нас принял в Царствие Своё, - закончил владыка своё слово.