Епископ Арсений: Вся наша жизнь должна стать непрестанным благодарением Богу за Его милость

26 августа 2017 года, в день отдания праздника Преображения Господня, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Никольском храме Малой Вишеры. 

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что сегодня за Литургией мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, где говорилось о том, как во время земной жизни Господь и Спаситель наш Иисус Христос, идущий из Иерихона, повстречал двух слепцов. За Ним следовало великое множество народа, и вот двое слепых, которые услышали, что это идёт Иисус, о Котором они, вероятно, уже были наслышаны, как о великом учителе и чудотворце, стали восклицать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов» (Мф. 20:30). Они кричали, несмотря на то, что другие люди заставляли их молчать. Господь обратил на них внимание и повелел привести их к Себе. Он спросил, что они хотят. Те ответили, что хотят прозреть. И когда они получили исцеление, то последовали за Христом, исполненные благодарности к Нему.

Чему учит нас этот отрывок из Евангелия? Каждый раз, когда мы слышим чтение в Церкви, особенно евангельское, мы должны примерять его на себя и ставить себя на место тех людей, которые окружали Спасителя. Кто мы по отношению к Нему? В данном случае - просящие исцеления. Христианские толкователи и святые отцы постоянно указывали на то, что исцеление слепых, как и остальные чудеса Христа, не ограничивались только возвращением физического здоровья. Это исцеление было преображением всей человеческой природы, в том числе и души. Мы видим, что слепцы, испросив для себя физическое зрение, прозрели и духовно, уверовав во Христа. Будучи подобными этим слепцам, мы должны так же взывать к Богу: Господи, дай нам прозреть! И тогда Он просветит нас светом Своей истины и поможет нам.

По слову владыки, для нас важно всегда видеть и чувствовать присутствие Бога в своей жизни. А оно несомненно есть. Но мы, по своей греховности, не всегда его ощущаем. Потому мы просим, чтобы Он очистил нас от наших грехов и сподобил увидеть этот «свет невечерний», то есть Самого Себя, тот свет, который воссиял на Фаворе. И замечателен тот момент, что эти слепцы обращались ко Христу, хотя другие люди заставляли их молчать. Они были упорны в своей просьбе об исцелении. В нашей жизни также есть обстоятельства, которые, заглушают в нас молитву, мешают нашему предстоянию перед Богом или пытаются разрушить нашу веру в Него. Но, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, помехи, искушения или настроения, которые посылает нам промысл Божий, мы никогда не должны ослабевать в этой устремленности к Богу, но постоянно взывать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов» (Мф. 20:30). 

Ещё одним важным моментом является само это исповедание «Сыне Давидов», говоря так, слепцы признавали в Нём Христа, а ведь не все ещё узнавали Его на тот момент. Правда и те, кто признавал Его таковым, часто были несвободны от господствовавших представлений, что Царство Христа-Мессии, как называли Его иудеи, будет земным царством, золотым веком для Израиля. Но Господь принимал и такую несовершенную веру. Как отметил владыка, мы не всегда глубоко разбираемся в Священном Писании, но Господь не судит нас строго за несовершенство нашей веры. Ему дорога сама вера, ее сила и теплота. Господь никогда ее не отвергает, но всегда принимает, о чем говорит пример из нынешнего Евангелия. И наконец, слепцы исполнились благодарности и последовали за Христом. Они не забыли об исцелении и не пошли по своим делам. В ведь так часто бывает с нами. В тяжёлые минуты жизни мы обращаемся к Богу и просим о помощи, но когда помощь приходит, мы забываем и о Боге, и о молитве, как будто все устроилось само собой. Эти же евангельские слепцы учат нас именно благодарности за все те благодеяния, которые Господь в изобилии изливает на нас. Благодеяния, которые мы часто не замечаем, которые стали обыденностью нашей жизни. А благодарность - это то, что сделает нас более близкими ко Христу, более чистыми и святыми. Ведь неслучайно  самое важное богослужение в христианской Церкви называется Евхаристией. Это слово переводится как «благодарение Богу». Мы должны благодарить Его не только по воскресеньям в храме, но и ежедневно, где бы мы ни находились. Вся наша жизнь должна стать непрестанным благодарением Богу за Его милость!  

Затем владыка Арсений принял участие в праздничных мероприятиях по случаю дня города.