Епископ Арсений: Господь приходит в самые тяжелые моменты жизни и разделяет с нами страдания

6 августа 2017, года в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в день памяти святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

За Божественной литургией после чтения Евангелия владыка обратился с проповедью к пастве. Он отметил, что описываемые в нынешнем евангельском чтении события хождение Христа по водам Галилейского моря во время бури, и спасение утопающего Петра, согласно Священному Писанию, происходят вскоре после другого чуда, которое мы вспоминали в прошлое воскресение – насыщения Христом пяти тысяч человек. Тогда те люди, которые были свидетелями этого чудесного события, пережили необычайное эмоциональное потрясение и были готовы дальше следовать за Христом и, как сообщает евангелист Иоанн, даже сделать Его царем. Мы видим, что во время земной жизни Христа многие люди снова и снова задаются вопросом: а не Он ли тот Спаситель, который должен избавить Израиль от поработителей? Ведь большинство современников Христа считали, что спасение, которое должен принести посланный Богом Мессия, заключалось в возвеличивании царства Израиля, и после чуда хлебами у людей практически отпали все сомнения в том, что они должны поддержать Христа и сделать Его царем.

В связи с этим, как подчеркнул владыка, можно вспомнить и ту торжественную встречу, которую уже в конце земного служения Господа Иисуса Христа, Ему устроил народ в Иерусалиме, когда Его встречали, как царя, а не как Агнца Божия, Который идет, чтобы взять на Себя грех мира. Однако, радость, ликование, крики «Осанна» были вызваны этими надеждами на земное возрождение царства Израильского, на возвращение золотого века, бывшего во времена Давида и Соломона. Но после того, как жители Иерусалима обманулись в своих надеждах, к ним пришло горькое разочарование, так что они начали требовать распятия Господа. И вот, чтобы ложная идея о таком мессианском предназначении не утверждалась в головах и умах апостолов, Христос отправляет их одних в лодке на другую сторону, в Капернаум, а Сам остается с народом, чтобы еще наставить их в истине и отпустить с миром. И вот о том, что последовало после этого и повествует сегодняшнее Евангелие. 

На Галилейском озере лодку застигла буря, и апостолы, большинство из которых были рыбаками, несмотря на весь свой опыт и умение, увидели, что не справляются со стихией, и находятся на грани смерти. Они могли вспомнить, как отметил владыка, и другое событие, которое было незадолго до этого, когда Христос, Который был с ними в лодке, укротил бурю, проявив Себя как Господь и повелитель стихий, запретив буре и ветрам. Но где Он? Сейчас Его не было с ними. И в тот момент, когда они почти уже отчаялись, они увидели Христа, идущего к ним по водам. Как говорит митрополит Антоний Сурожский, для Петра и апостолов, как и для нас с вами, трудно было представить, что Христос может явиться в буре, причем в ее самой сердцевине, и они закричали, думая, что видят призрака, потому что, согласно иудейскому поверию того времени, лодке или кораблю, который находиться на краю гибели, является призрак или белый ангел, поэтому они испугались и закричали, но услышали слова: «Ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27). А дальше события развивались еще более интересным образом. Петр, как всегда самый порывистый и самый деятельный из апостолов, не задумываясь больше ни о чем, сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди» (Мф. 14:28-29). И Петр пошел. И, как заметил владыка, пока апостол видел перед собой лик Христа, пока его укрепляла ничем не омраченная уверенность и доверие Богу Спасителю, он следовал по волнам. Когда же он отвратил свой лик от Христа, то у него зародилась мысль: а как такое возможно, ведь это противоречит житейскому опыту, это противоречит здравому смыслу. И в этот момент апостол начал тонуть. Но и в этот страшный, отчаянный момент он сумел закричать: «Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:30-31). И как сообщает один из евангелистов, в этот момент чудесным, таинственным образом буря прекратилась, а лодка оказалась у того берега, куда апостолы и направлялись. 

По слову владыки, в жизни каждого человека есть много тяжких моментов, когда мы находимся на краю отчаяния.  В истории всего человечества, начиная с Адама, это чувство отчаяния выражается, прежде всего, в чувстве оторванности от Бога, когда люди перестали ощущать Его непосредственное присутствие. Можно сказать, что вся история мира, как и история каждого человека наполнена самым главным - тоской по Богу и исканием Его. И Христос входит в эту долю человеческого отчаяния и оторванности от Творца, чтобы ее преодолеть и протянуть падшему Адаму, а значит, вместе с ним и всем нам, Свою спасающую десницу, чтобы вернуть нас к Себе. На примере жизни каждого из нас мы можем вспомнить много ситуаций, когда мы чувствуем себя покинутыми Богом, не ощущаем Его присутствие, не слышим ответа на наши молитвы, особенно, когда обстоятельства складываются все хуже и хуже. Тогда и мы задаемся вопросами: где же Ты, Господи? почему Ты не с нами и не помогаешь нам? И ответ заключается как раз в сегодняшнем Евангелие - Христос в самом центре бури. Господь в самом центре человеческого страдания. Господь никогда не покидает нас, но приходит и разделяет с нами наше страдание, и именно в моменты, может быть, самого большого отчаяния, скорби, нужды человек и способен обрести эту спасающую десницу Божию. Тогда он, благодаря Богу, оказывается, способен увидеть и ощутить, обращенный к миру божественный лик Сына Человеческого Господа Иисуса Христа. Если мы в тяжких обстоятельствах жизни не до конца потеряли веру в Бога, надежду на Него и верность Ему и сумеем воззвать: Господи, спаси меня, погибающего - то даже если мы, как апостол Петр, в какой-то миг и потеряем из виду этот лик Христов, являющий нам верный ориентир жизни, то слово Божие учит нас, что Господь всегда окажется рядом и подаст нам Свою крепкую, спасающую десницу, вселяя в нас надежду словами: «Ободрись; это Я, не бойся».