Епископ Арсений: Молитва, возносимая праведным сердцем и с несомненной верой в Бога, обладает невероятной силой!

2 августа 2017 года, в день памяти пророка Илии, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Ильинском соборе города Сольцы. 

После Литургии был совершен молебен и крестный ход с иконой пророка Илии. По окончании богослужения владыка Арсений поздравил настоятеля храма протоиерея Михаила Бирюкова и прихожан храма с престольным праздником и обратился к молящимся с проповедью. Владыка отметил, что о святом пророке Божием Илие нам рассказывают третья и четвертая книги Царств Священного Писания. Можно сказать, что из всех пророков он был самым великим, и в Православии он является самым почитаемым ветхозаветным святым. Мы знаем, что его пророческое служение совершалось в IX веке до Рождества Христова. Тогда в Израильском царстве правил нечестивый царь Ахав с царицей Иезавелью. Его супруга Иезавель была жрицей финикийского культа Астарты, слабовольный царь Ахав, под влиянием своей супруги, устраивал в Израиле поклонение богам Ваалу и Астарте, а людей, поклонявшихся Истинному Богу, изгонял вон. И вот судьба народа Божия, призванного сохранить в этом мире веру в Единого Бога до пришествия Мессии, т.е. Христа, протекала такими зигзагами - от веры в Истинного Бога до поклонения идолам, и пророки в те непростые времена были теми, кто от лица Бога напоминал людям, с Кем они заключили Завет, когда выходили из земли Египетской, Кто стал их Господом и Богом, спасшим народ.

По слову владыки, Илия в череде этих пророков был самым ревностным, бескомпромиссным борцом за веру в Истинного Бога, и понятно, что такой ревностный служитель Божий вызвал неприятие царя, и особенно царицы, которая поклялась даже его убить. Как мы знаем из Священного Писания, по молитвам пророка Илии, в наказание Израилю было затворено небо на три с половиной года и не было дождя, а в сухой Палестине отсутствие дождя и влаги было большим бедствием. И первый дождь после этой засухи пролился, когда, по предложению пророка Илии, несколько сотен жрецов Ваала устроили на горе Кармил жертвенник идолу, а Илия свой жертвенник Господу Богу, и жертва должна была возгореться без огня по молитвам пророка или жрецов. И после того, как эти жрецы долгое время бесплодно восклицали: «Ваал, услышь нас», так что Илия и весь собранный народ устали ждать, пророк возвел очи к Богу и, несмотря на то, что жертвенник и жертва были облиты водой, снисшедший с неба огонь воспламенил эту жертву. Тогда перед лицом всего народа пророк Илия доказал истинность веры в Господа Бога. 

Как отметил владыка, в день памяти этого пророка мы читаем два новозаветных отрывка из Священного Писания, где упоминается имя пророка Илии. Прежде всего, это соборное послание Иакова, где сказано, что «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак. 5:17). Эти наставления апостол Иаков дает христианам, чтобы продемонстрировать какой силой может обладать молитва, если она возносится чистым праведным сердцем, с несомненной верой в Бога, а значит мы никогда не должны унывать и опускать руки, даже если кажется, что наша молитва не исполняется, и когда нам кажется, что Бог не слышит нас. Правда, иногда мы не знаем, о чем и как именно должно молиться, но и в этой ситуации нужно молитвенно просить Господа указать нам, о чем на самом деле нам следует Его просить. И конечно, в первую очередь, образцом для нас служит молитва Господня, которая заключает в себе все наши духовные и телесные нужды, обнимает собою всю нашу жизнь, в ней и славословие, и благодарение, и прошение перед Господом. В молитве, как подчеркнул владыка Арсений, христианин не должен унывать, потому что все, что ему полезно, все, что требуется для спасения, Господь, несомненно, ему даст. И когда мы молимся за других, то Господь также слышит нас, примером чему служит евангельская история об исцелении Христом расслабленного, благодаря четырем его друзьям, которые спустили его с кровли, разобрав крышу дома. Поэтому молитва о браться и сестрах по вере, друзьях, благодетелях, сродниках, наставниках – это не только благородный долг любого человека, но это еще и возвышает христианина, призывая его к большему - к молитве за врагов: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44), как и Сам Господь молился с Креста. Вот такая молитва, несомненно, всегда будет услышана Богом, такая молитва, прежде всего, принесет пользу верующим, которые возносят молитву о любящих и ненавидящих нас, поэтому христианин никогда не должен унывать, опускать руки, и не думать, что Господь нас не слышит. Он всегда рядом и слышит все наши сердечные воздыхания прежде, чем мы Его о чем-то попросим.

В евангельском рассказе, который мы слышали на Литургии, говорится о проповеди Христа в Назарете, который считался Его родным городом, потому что Он там вырос. Однако, в отличии от других городов земли израильской, где Он совершал чудеса и проповедовал, в Назарете к Нему относились, по всей вероятности, критически, потому что знали Его с детства, и говорили: «Не Иосифов ли это сын, почему мы должны Его слушать?» А Христос отвечал им: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4:24). Подтверждая это, Он приводил в  пример как раз пророка Илию, который был изгнан из своей страны и нашел приют у вдовицы в земле Сарептской. Другой пример – это пророк Елисей, который исцелил от проказы одного язычника. Этими примерами, как отметил владыка, Христос говорил Своим слушателям, как бы предвозвещая им о том, что они Его Самого, Спасителя не примут, но Его примут другие народы. И потому Церковь, которую Он устанавливает - это уже не только дом для народа Израильского, а дом для всех народов Земли, в котором будет находиться новый народ Божий. Все мы, призванные в Церковь, становимся чадами Божиими вне зависимости от нашего происхождения, способностей, времени или месте рождения. Все мы призваны Господом в Его Церковь, если только следуем Его слову, откликаемся на Его призыв следовать за Ним и стараемся жить по Его заповедям. 

По слову владыки, память святых, которых мы прославляем, учит нас, как нам построить свою жизнь на пути исполнения Господних заповедей. Чему же учит нас пророк Илия? Мы видим его как человека очень ревностного, иногда даже жестокого. Он собственноручно умертвил многих языческих жрецов после того знаменательного жертвоприношения, о котором мы уже говорили. В Ветхом Завете веру в Истинного Бога иногда приходилось спасать такими жесткими, даже кровавыми методами для того, чтобы через поколения, хотя бы один народ, или хотя бы несколько человек, сохранив эту веру, встретили Спасителя, а впоследствии, чтобы эта вера в Единого Бога в Троице поклоняемого распространилась уже по всей вселенной. В этом суть Ветхого Завета. Тут можно еще вспомнить казни Египетские и другие наказания народа Израильского. Но в Новом Завете, когда люди уже были готовы принять Спасителя, Господь нам открывает, что Бог есть любовь, и Он нас призывает уподобиться Ему в этом. «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Так что подражание ревности и бескомпромиссности пророков должно быть направлено в нашей жизни не на кого-то другого, а на нас самих, на борьбу со злом в наших душах и сердцах. Мы должны, вдохновляясь примером пророка Илии, очнуться от духовной спячки, быть более ревностными к молитве, к чтению слова Божия, к совершению добрых дел, к жизни по вере, а то что является злом, грехом или нечистотой должно бескомпромиссно и ревностно изгоняться из нашей жизни. Об этом, а также о Церкви, Отечестве и всем нашем мире устремим свои молитвы к святому пророку Божию Илие!