Епископ Арсений: Любим ли мы Христа?

Вечером 11 июля 2017 года в канун праздника святых апостолов Петра и Павла епископ Юрьевский Арсений совершил всенощное бдение в деревне Холынья. 

По окончании богослужения владыка поздравил прихожан с престольным праздником и обратился к ним со словами проповеди. Он отметил, что из Священного Писания и Предания Церкви об апостолах Петре и Павле мы знаем гораздо больше, чем об остальных учениках Христовых. Известно, что это были одни из первых, если не самые первые, общецерковные святые, почитаемые всем христианским родом, в отличии от апостолов, проповедовавших в тех или иных пределах или мучеников, которые пострадали в тех или иных городах или областях, и почитались местно. Конечно, сначала началось местное почитание в Риме, где святые апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть во времена императора Нерона. Но к III - началу IV века их почитание стало общецерковным, и в их честь был установлен этот праздник 29 июня по старому стилю или 12 июля, как мы сегодня празднуем. 

В Евангелии апостол Петр предстает перед нами как человек, который был призван на апостольство, благодаря своему брату Андрею - первому апостолу, который поэтому называется Первозванным, прямо, что называется от своего ремесла, он был рыбаком на море Галилейском. Но в какой-то момент, в назначенный Богом день он повстречал Спасителя, Который сказал ему, что Он сделает его ловцом человеков и призвал оставить все и следовать за Ним. Тогда Петр, как и Андрей, оставил все сети тут же на берегу, оставил свое ремесло, весь прежний уклад своей жизни и последующие три с половиной года его жизни были наполнены необычайными событиями, словами и чудесами Христовыми. Это время, как подчеркнул владыка, изменяет кардинально и самого апостола Петра. Он уже не будет прежним, не вернется к своему прежнему ремеслу, а станет Первоверховным апостолом Церкви Христовой, тем, кому Сам Христос обещал: «Ты – Петр (т. е. камень, скала), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Накануне Своих страданий, во время Тайной Вечери Христос говорил Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:31-32). На что Петр, видимо не понимая о чем ещё речь, и какие грозные испытания ждут его и всех апостолов, начиная с этой ночи, когда последует арест, суд, а дальше и распятие их возлюбленного Господа и Учителя, но может быть предчувствуя, что что-то надвигается, дает обещание: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22:33). И при этом услышал предречение: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22:34). И как повествуют все четыре Евангелия, так и произошло, Петр в эту самую ночь, когда Христос уже был взят под стражу, может быть не осознавая, что на самом деле происходит, может быть проявив, свойственное и каждому из нас, малодушие и слабость, троекратно говорит о том, что он не знает Этого Человека, т. е. Христа, а потом плакал горько. Но, как отметил владыка Арсений, Сердцеведец Господь, Который знает все внутреннее человека, его сердце, его мысли, не оставил Своего верного раба. Он знал, что вера и любовь Петра к Нему не иссякнет, и уже после Воскресения, в одно из явлений Воскресший Христос предстаёт перед учениками снова на море Галилейском, как некогда в начале, когда призывал их на апостольское служение. И после бывшего троекратного отречения, Христос троекратно вопрошает: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15) и получая утвердительный ответ, тем самым восстанавливает Петра в его апостольском достоинстве. И когда мы читаем книгу Деяний, мы видим, что в самый первый день Пятидесятницы, самая первая проповедь бесстрашная, громогласная, обращающая ко Христу тысячи людей, звучит именно устами Петра.

А вот об апостоле Павле, по слову владыки, во время земной жизни Христа мы ничего не знаем, точнее не встречаем его имени в Евангелии, но известно, что в это время он был молодым человеком и получал богословское образование у иудейского учителя Гамалеила. Также известно, что он был фарисеем, а о фарисеях мы, как раз, в Евангелии слышим часто, это были недоброжелатели Христа, Его совопросники, завистники и часто клеветники, хотя были среди этих учителей, законоучителей и богословов и тайные ученики, такие как Иосиф с Никодимом. Но в основном, это направление в иудействе относилось ко Христу, как и к первым христианам, негативно. Впервые имя Павла или Савла, как его еще называли, мы встречаем в книге Деяний во время побиения первомученика Стефана камнями: «Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана» (Деян. 7:58-59). И после этого мы видим его, как очень ревностного иудейского гонителя христиан, такого, что никто никогда бы не заподозрил, что он станет избранным сосудом, Первоверховным апостолом Церкви. Владыка подчеркнул, что только Воскресший Христос, Который, как мы поем в прокимне, «Ты еси Бог творяй чудеса» и также «Бог наш на небеси и на земли, вся, елико восхоте, сотвори», необычайным и неведомым образом явившийся ему в виде ослепительного света на пути в Дамаск, куда Савл следовал, чтобы преследовать христиан и там, привлек его к Себе. С этого момента жизнь этого фарисея, этого гонителя христиан меняется, он принял крещение и стал первоверховным апостолом Павлом, потрудившимся, как мы знаем из Писания, по крайней мере, не меньше, а может быть и больше, чем остальные апостолы Христовы. Ведь собрание книг Нового Завета больше, чем на половину состоит из писаний Павла или его учеников. 

Апостолы Петр и Павел, как и прочие ученики Христовы, закончили свою жизнь мученически. Они пострадали в Риме около 67 года в царствование императора Нерона, жестокого правителя, при котором в Риме было массовое гонение против христиан. Из преданий узнаем, что Петр был распят вниз головой, а Павлу отсекли голову. И с момента их кончины Рим становиться местом паломничества, имея в себе эти святые мощи Первоверховных апостолов, а память о них бережно сохраняется из поколения в поколение среди христиан и прожила и до наших дней, и будет существовать, пока существует Церковь Христова странствующая, т. е. Церковь Христова в истории. Владыка заметил, что мы вспоминаем Петра и Павла как образец ревности, преданности и любви ко Христу и к Его Церкви, а так же как образец покаяния: Петр отвергшийся и Павел в прошлом гонитель были приняты и прощены Христом, Богом, Который есть любовь. В этом есть великая надежда для каждого из нас, часто слабых, часто грешников, часто малодушных и сомневающихся. Итак, прославляя в этот праздник память святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, столпов Церкви, твердых боговещаных проповедателей, задумаемся над этим вопросом, который звучит в сегодняшнем Евангели и адресован к Петру, а может быть он адресован каждому из нас: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15). С этим вопросом Господь обращается к каждому из нас, и какой мы дадим ответ? Естественно да! Но как будет видно любим ли мы Христа, любим ли мы Бога? Это должно проявлятся в нашей жизни, при чем не только исполнение каких-то внешних предписаний, таких как пост и даже молитва, но прежде всего в исполнении Заповедей Христовых, из которых главнейшая заповедь о любви к ближним. И вот, когда наша вера помогает нам уменьшить нашу злобу, нашу зависть, раздоры, может быть осуждение, не говоря уже о ненависти или вражде, когда мы находим в себе силы делать добро не только тем, кто нас любит, но и тем, кому мы несимпатичны или тем, нам оказывает зло, вот тогда и мы можем, действительно, сказать вместе с апостолом Петром: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21:17), потому что в этом наше истинное христианское и человеческое предназначение, - закончил владыка своё слово.