Епископ Арсений. Богослужения в день Святой Троицы

4 июня 2017 года в праздник Святой Троицы, в Пятидесятницу епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в день престольного праздника в храме села Захарьино Новгородского района. Накануне вечером владыка возглавил праздничное всенощное бдение в Софийском соборе Великого Новгорода. После Божественной литургии была совершена праздничная великая вечерня с чтением особых коленопреклонных молитв.

По окончании богослужения владыка Арсений обратился к молящимся со словом. Он отметил, что данный праздник имеет двойное название. Название "Пятидесятница" указывает на то, что это пятидесятый день после Пасхи. Праздник с таким названием был известен еще в Ветхозаветной Церкви. Тогда, после Пасхи иудейской, во время которой вспоминали избавление от рабства Египетского, на пятидесятый день праздновали второй по значимости праздник Ветхозаветной Церкви - Пятидесятницу, воспоминая в этот день дарование Богом Закона Моисею на горе Синай и установление Завета. И это означало, что, начиная с заключения Завета, вчерашние рабы, вышедшие из земли Египетской, стали народом Божиим со своим предназначением в истории. И как повествует книга Деяний святых апостолов, именно на этот праздник апостолы собрались в Иерусалим, или точнее пребывали в Иерусалиме со дня Вознесения, ожидая обетованя Христа, Который сказал им: "Оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Лк. 24:49). На этот великий праздник прибыло множество паломников не только со вей Иудеи, но и со всех стран, где в диаспоре жили иудеи, или люди, уверовавшие в Единого Бога и исполнявшие заповеди, и вот именно в этот праздник происходит рождение Церкви Нового Завета.

Как описывает в Деяниях апостол Лука, когда ученики все пребывали вместе и молились в Сионской горнице, внезапно, в видении огненных языков и шуме, как бы сильного ветра, произошло необычайное - явление Духа Святого. Дееписатель особенно подчеркивает, что этот момент был знаковым для них, что они получили благодатную силу быть воистину Апостолами, т. е. посланниками, и в этот день исполнились и другие слова Христа, сказанные в прощальной беседе с учениками: "Дам вам другого Утешителя, Духа Истины, Который от Отца исходит, и Он наставит вас на всякую истину и напомнит вам все, чему Я учил вас" (см. Ин. 14 глава). И в этот момент, по слову владыки, мы видим словно других людей. Это уже не сомневающиеся, не прячущиеся "страха ради иудейска" ученики, по-своему любившие своего Учителя и Господа, но до конца непонимавшие Его слов. Перед нами уже Церковь во всей полноте, дом Бога Живого, столп и утверждение истины, это бесстрашные проповедники Евангелия Христова. Они возвещают, что Иисус есть Христос, т. е. Сын Божий. Именно этой теме была посвящена первая апостольская проповедь, которую произнес Петр в день Пятидесятницы, доказывая, что во Христе исполнились все пророческие обетования, все лучшие чаяния этого народа, что Он воистину Мессия, т. е. Христос, Который принес людям Свое Царство. И как подчеркивает книга Деяний, самая первая проповедь принесла первый плод - около трех тысяч уверовавших в Господа Иисуса Христа. Это был только первый день существования Церкви, только начало апостольской проповеди. Пройдут дни, года, десятилетия, и апостольское слово прозвучит уже во всех городах Римской империи и за ее пределами. В конце первого века, фактически, во всех городах будут основаны Церкви, христианские общины. Апостолы в день Пятидесятницы приняли благодатный дар - возвещать Слово Божие, быть твердыми, благовещанными проповедниками Евангелия, и это их служение продолжается, пока Церковь существует, а она будет существовать, пока стоит мир. А значит, это апостольское провозвестие о Господе Иисусе Христе будет продолжаться, будет продолжаться возрождение людей водой и Духом в Таинстве Крещения и приобщение их к Самому Христу через Таинство Тела и Крови. И со дня Пятидесятницы, вот уже две тысячи лет, особым образом присутствует в Своей Церкви Господь Дух Святой, не покидающий и не оставляющий нас никогда, руководствуя, как всю Церковь, так и каждого из нас путями во спасение.

Владыка также подчеркнул, что еще этот праздник называется "Троицей". Это название усвоила именно потому, что с сошествием Духа Святого для Церкви стало очевидным то, что наше спасение – это дело всей Святой Троицы. Именно в день Пятидесятницы новозаветное откровение о Святой Троице достигло максимальной полноты. До этого в Ветхом Завете люди знали Единого Бога. В Новом Завете Господь Иисус Христос открыл нам, что этот Единый Бог - Отец всех нас, но прежде всего, Отец Своего Единородного Сына, Который стал Ходатаем и Совершителем нашего спасения. И наконец, на пятидесятый день после Воскресения Христова, Господь Дух Святой, пришедший, и преобразивший группу учеников в Церковь Божию, отныне пребывает со Своей Церковью, т. е. с нами, до скончания века, руководствуя нас ко спасению. Он есть постоянное присутствие Божие в Церкви и в нашей жизни, и к Нему, к Духу Святому, Благому Утешителю мы устремляли наши молитвы, чтобы Он наставил нас на всякую истину, утвердил наш путь в вере, в добре, в заповедях Божиих. В Священном Писании впервые мы встречаемся с упоминанием о Духе Божием в самом начале книги Бытия перед описанием творения, где сказано, что "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:1-2). Тем самым, по толкованию святых отцов, Дух Святой, принимает участие в творении, подготавливая первовещество к тому, что бы из этого вещества, возник весь мир, все разнообразие вселенной и жизни в нашем мире. И вот в день Пятидесятницы мы снова видим веяние Того же Духа, Который, как ветер, присутствует в этом мире, как бы в параллель с Ветхим Заветом, только, согласно книги Деяний, новое начало – это Церковь, новое творение, новый народ Божий, новый Израиль, Новый Завет.

Владыка отметил, что есть еще одна замечательная параллель, на которую нам указывают богослужебные тексты, особенно кондак праздника: "Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва..." Здесь речь идет о Вавилонской башне, об этом горделивом замысле послепотопного человечества сделать себе имя, возвести памятник высотой до небес, чтобы быть равными Богу. И согласно Священной истории, этот горделивый замысел был посрамлен, следствием этого стало разделение народов, смешение языка, так что люди перестали понимать друг друга. Здесь же, в день Пятидесятницы мы видим другое. Если тогда гордость, грех, и желание стать как боги сделалось источником разделения, а в итоге вражды и отчуждения между людьми, то сейчас мы видим обратное. Господь творит нечто иное, не разделяет языки, а дает, наоборот, апостолам возможность говорить так, чтобы их поняли все народы, на всех языках, почему и книга Деяний особенно подчеркивает: "Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии... слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?" (Деян. 2:8-9, 11). "В соединение вся призва..." Основание Церкви в день Пятидесятницы – это нечто противоположное воздвижению башни Вавилонской, это дело Божие, которое сейчас не разъединяет, а наоборот, соединяет всех людей в одну Божию семью. "И согласно славим Всесвятаго Духа" – это то, над чем, по слову владыки, мы должны задумываться не только в день Пятидесятницы, и в день Духа Святого, а всю нашу жизнь, потому что, как уже было сказано, нашей духовной жизнью, нашей жизнью по Евангелию, нашим путем святости руководит Дух Святой, освящающий, преображающий, спасающий нас. У митрополита Антония Сурожского есть замечательный образ - ветра и парусника. Образ ветра применительно к Духу - это еще библейское сравнение, а парусник – это мы, наше сердце, жизнь. И митрополит Антоний говорит, что нужно довериться Богу так, как парус доверяется ветру, для того чтобы наше плавание в этом море, в этом мире, было управляемо Самим Господом, не вопреки, а согласно воле Божией. Если мы раскроем свои сердца, свою жизнь Духу Святому, будем стараться услышать голос Его в нашей жизни, Его дыхание в нашем сердце, дадим Ему действовать в нас, а не будем заглушать Его действие в нас сомнениями, леностью, злобой человеческой, суетой, но доверимся Его действованию, то и нашу жизнь Господь Дух Святой управит, как и всю Церковь, к тихой пристани Царствия Своего, - закончил владыка свое слово.