Епископ Арсений совершил Божественную литургию в Неделю 7-ю по Пасхе

28 мая 2017 года в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. После чтения Евангелия с проповедью к молящимся обратился священник Герман Митрофанов. По запричастном стихе проповедь произнес студент 4 курса Новгородского Духовного училища Мясников Николай. По отпусте литургии было совершено славление перед иконой Вознесения Господня. 

Затем владыка обратился к пастве со словом. Он отметил, что Христос Воскресший в течении 40 дней являлся Своим ученикам, удостоверяя их о Своём Воскресении, о победе жизни над смертью. Но ученики сперва боялись, пугались этих явлений, еще бы, ведь обыденное сознание не вмещает саму мысль, что умерший, и так страшно умерший - распятый на Голгофе, Человек вдруг явится живым. И они думали, что видят духа или призрака, но снова и снова Господь, Богочеловек являлся ученикам, свидетельствуя о том, что смерть не сильнее любви Божией к человеку, что ни смерть, ни грех, ни ад не разлучают нас от Бога, потому что все это преодолено силою Возлюбившего нас и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. В течение этих 40 дней ученики должны были укрепиться в вере, по-новому осмыслить суть служения Христа Спасителя, Помазанника Божия. До них должна была дойти мысль, что Царствие Божие, которое и они ожидали, спрашивая: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян. 1:6), это не земное могущество одного народа, а объятие всех людей любовью Божией, спасение. И это призыв откликнуться на эту любовь, потому что, когда мы откликаемся на нее, когда мы стараемся жить по слову Господа, когда Его заповеди стараемся делать принципами нашей жизни, это означает, что мы начинаем жить по законам Царства Божия. Это значит, что оно посреди нас, оно внутри нас, и такая жизнь по законам Царства Божия очень органично продолжится, найдет свое продолжение в вечности со Христом Воскресшим, Вознесшемся на небеса и Сидящем одесную Бога Отца. 

По слову владыки, Вознесение Господне - событие не только радостное. Ведь это расставание Христа с учениками, начало самостоятельного бытия Церкви на земле. Христос исполнил Свое дело, которое поручил Ему Отец Небесный - спасение рода человеческого, остальное за нами, за каждым из нас. Но откликаемся ли мы, как апостолы, в наших сердцах, в нашей жизни на Его слова, даем ли Духу Святому, сошедшему на них в день Пятидесятницы действовать в нас, возрождать, одухотворять, окрылять, или мы заглушаем это действие своим равнодушием, леностью, грехами? Вот, пожалуй, те вопросы, которые мы должны себе задать, помня о том, что Христос настолько доверял Своим ученикам, как доверяет и нам с вами, что оставил их - ядро первоначальной Церкви, освятив ее в день Пятидесятницы Духом Святым, для продолжения Его дела на земле, для продолжения Его благовестия о Царствии Божием, т. е. о любви Божией всем людям. И путь Христа в истории продолжает Церковь, Народ Божий, в который все мы призваны для общения с Богом Отцом через Христа в Духе Святом. 

Владыка обратился внимание, что если мы посмотрим на икону праздника, то увидим Церковь небесную и земную, Глава которой Сам Христос. Эта Церковь, в лице апостолов и в лице нас с вами в праздник Вознесения становится свидетельницей Его славы и восхождения на Небеса, т.е в самую глубину жизни Святой Троицы. И здесь есть очень важный момент. Мы воспеваем в одном из пасхальных песнопений: "Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный". То есть каждый момент Своей жизни, и даже после Своей смерти на Голгофе, как Бог, Он никогда не был разлучен с Отцом. И его восхождение на небеса - это следующая страница в истории нашего спасения. Это исцеление и возвращение к Богу падшей человеческой природы, падшего Адама и всего человечества в целом. По слову владыки, вознесением, прославлением и сидением одесную Бога положено начало прославления, освящения и обожения  человеческого естества, т. е. в конце концов, и нас с вами. Вот об этой перспективе, которая ожидает все человечество и к которой указывает нам путь Церковь, и говорит нам праздник Вознесения Господня. Церковь, являясь свидетельницей Его восхода в Горняя, одновременно слышит слова ангелов: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11). Таким образом, можно говорить, что это изображение на иконе имеет двоякий смысл: и Вознесение, и исполнение этого ангельского обетования - Второе славное паки пришествие, о котором мы молимся и ожидаем, в частности, исповедуя словами Символа Веры: "И паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца". Это ожидание находит прежде самого Пришествия в конце времен свое исполнение именно в Церкви, на Литургии, потому что каждый раз мы, собранные у престола по заповеди Его:  "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20), свидетельствуем о невидимом телесными очами, но видимом очами веры и сердца присутствии Христа среди нас, Его верных чад. И потому на Литургии мы и говорим такие слова друг другу: "Христос посреди нас! -  И есть и будет!", - закончил владыка свое слово.