712

25 мая 2017 года в день престольного праздника епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня села Залучье Старорусского района. После причащения был совершён молебен и крестный ход. 

По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с проповедью. Он отметил, что Вознесение празднуется всегда в четверг, на сороковой день после Пасхи, потому что, согласно Евангелию, Господь Воскресший в течение 40 дней являлся Своим ученикам, удостоверяя их о Своем Воскресении, уверяя в том, что Он жив, что смерть отныне не имеет над Ним никакой власти, и также, по слову евангелиста, возвещая им тайны Царствия Божия. Апостолы все это время испытывали необычайный подъем и радость, потому что Воскресший Господь Своими явлениями снова возвращает их к жизни. Они, наверняка, жили в ощущении того, что с Голгофой, со смертью их возлюбленного Учителя и Господа Иисуса Христа пришел конец всему - конец смыслу их жизни,  надеждам, может даже их вере. Но в самое первое пасхальное утро жены-мироносицы возвещают  ученикам, что Господь жив, что Он воскрес, а потом 40 дней снова и снова Господь Сам является Своим ученикам: проходит закрытыми дверями, вкушает с ними пищу, позволяет Фоме потрогать Свои раны, является на море Тивериадском, где принимает исповедание Петра, как бы прощая его троекратное отречение, заповедуя ему пасти овцы, т. е. Церковь Христову. Отныне присутствие Христа с апостолами было неординарным, это были явления Победителя смерти, но когда, при каких обстоятельствах Он снова появится, они не знали. И вот, постепенно их жизнь начинает входить в свое русло, апостолы возвращаются к своим прежним занятиям, к ловле рыбы. Как мы читаем  в одном из воскресных Евангелий, еще одно явление Христа было на море Тивериадском. Там был чудесный улов рыбы, а после этого, как раз исповедание Петра: "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя" (Ин. 21:17).

По слову владыки, тогда, наверное, ученики продолжали думать, как и многие их собратья-иудеи того времени, что Господь, их Учитель, на самом деле, обещанный пророками Цврь, Мессия, и вот должно открыться Его Царство, как царство царя Давида, эпоха процветания их народа, бывшая тысячу лет назад, потому что, даже в момент Вознесения, как мы читаем в Деяниях святых апостолов, "не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян. 1:6). Они думали, что может быть после того, что их Учитель и Господь победил саму смерть, откроется наконец-то это царство, которое ждали многие их сограждане и предки, ожидая обещанного Богом Мессию, или, по-гречески, Христа. Они ещё не могли вместить, что Царство Божие не сообразуется ни с каким видом земного царства, человеческого града, что это не земная монархия, и не благоденствие одного народа. Царствие Божие, о котором возвещал Господь в Своем Евангелии, это любовь Божия, которая изливается на нас через Христа, через Его страдание и смерть, и Воскресение. Это та любовь, которой и мы можем быть причастными и в сей жизни, и в грядущей вечности.

Царство Божие, по слову Спасителя, "внутри вас есть". Оно среди нас тогда, когда мы следуем за Христом, когда Его слово отзывается в наших сердцах, когда мы в нашей жизни поступаем так, как Он нам заповедовал. А что Он заповедует? Люби Бога и люби ближнего своего. Как говорит евангелист Иоанн Богослов, "а заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга" (1 Ин. 3:23). Если мы будем так жить, стараться в своей жизни следовать этому слову, этой проповеди о любви, о милосердии, о прощении, о сострадании, то мы уже на земле будем жить по законам Царства Божия, и тем самым, очень органично продолжим наше пребывание в Царствии Божием и в вечности. По слову владыки, никто нас не выгоняет из Царства Божия, только мы сами можем не допустить себя в него. Это, пожалуй, самое важное, о чем нам необходимо помнить. Христос Воскресший после 40 дней уже не является ученикам видимым образом, Он вознесся, и зримо уже не присутвует в Своей Церкви. Однако, чтобы апостолы и ученики Его не придавались недоумению и отчаянию, они  слышат ободряющие ангельские слова: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11). Это обетование Второго Пришествия. И икона Вознесения изображает Христа, возносящегося на небеса, справа и слева от Него ангелы, а внизу апостолы и Божия Матерь – это Церковь, которая стала свидетельницей Его восхода в Горняя, ибо Его миссия на исполненная,  и ожидающая Его Второго Пришествия. Этой верой живет Церковь уже две тысячи лет, и будет жить до тех пор, пока Его слово не исполнится. Но и до того события, о котором мы говорим, в Символе Веры: "Паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца", Христос не покинул нас в прямом смысле. "Я с вами во вся дни до скончания века" (Мф. 28:20), - вот Его последние слова в момент Вознесения. Теперь Его присутствие не ограничено одним местом, одним кругом лиц - Он присутствует во всей Церкви Своей, Он присутствует во всем мире, во всей вселенной. Нет такого уголка, как подчеркнул владыка, где мы были бы покинуты Богом, где мы не могли бы найти Бога. Он присутствует в Таинствах, и прежде всего, в Таинстве Евхаристии - когда мы все причащаемся из одной Чаши, мы соединяемся с Ним, потому что это Тело и Кровь Его. Христос присутствует в молитве, в нашей душе, которая открывается в молитве Его слову, Он присутствует в нашей жизни, когда мы совершаем добро, наконец, Он присутствует в Церкви по Своему обетованию: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20) - и этим присутствием живет Церковь, которая называется Телом Христовым. И мы все - члены Его Тела, мы все едины с Ним. Без Него не было бы Церкви, не было бы и нас, как православных христиан, поэтому Сам Воскресший Господь всегда с нами, Он руководит Церковью Своей и готов направлять и нашу жизнь к той цели, которую заповедует нам словами: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34). Празднуя Вознесение Господне, будем помнить слова Христа, воспеваемые в кондаке праздника и вселяющие в нас радостную надежду: "Аз есмь с вами и никтоже на вы", - закончил владыка свое слово.