Епископ Арсений совершил Божественную литургию в день престольного праздника в храме святых Бориса и Глеба

15 мая 2017 года в день престольного праздника епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в храме святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба в Великом Новгороде. 

По запричастном стихе проповедь произнёс клирик Покровского собора иерей Димитрий Квачантирадзе. После причащения было совершено славление с молитвой перед иконой святых Бориса и Глеба. 

По окончании богослужения владыка Арсений обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что после кончины святых благоверных князей Бориса и Глеба в 1015 г.  очень быстро начинается их местное, а потом и общерусское почитание. Уже в XI веке они были прославлены в лике святых, и в Вышгороде была поставлена сначала деревянная церковь, где покоились их мощи, а в 1072 г. был построен каменный храм, куда эти мощи были перенесены. В 1115 г. этот храм был перестроен, и снова было перенесение мощей. И вот это двойное перенесение мощей мы сегодня и вспоминаем. Святые благоверные Борис и Глеб могли, как многие другие князья, включится в междоусобицу, в борьбу за власть, в пролитие братской крови, однако, они не делают этого, и именно вот этот пример, эта безропотная христианская кончина послужила для русских людей, для Русской Церкви основанием, чтобы узнать в них своих первых святых. Первых не с точки зрения истории, потому что были уже раньше Владимир, Ольга и другие, а первых прославленных Русской Церковью святых. Это была первая русская канонизация. Этот тип святости, который был узнан в примере святых братьев, во многом определил и пути дальнейшего развития русской святости, вплоть до исповедничества и новомученичества XX века. По слову владыки, люди, задающие вопрос, а за что же прославлены святые братья, будто бы не читали Евангелие, и будто бы не видят в их жизни всецелую преданность Христу и Его слову. Страстотерпцы Борис и Глеб предпочли законы Царства Христова законам мира сего, и поэтому стали первыми прославленными святыми Русской Церкви. Замечательно говорит об этих святых, о всех страдальцах за Христа апостольское чтение, положенное в день их памяти. Вот как говорит апостол Павел в послании к Римлянам: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.  Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он (т.е. Сын, Христос) был первородным между многими братиями" (Рим. 8:28-29). Замечательные слова, ведь эти люди в своей кроткой, незлобной кончине, с молитвой, с прощением, уподобляются Самому Христу, а Он, по слову апостола, становится первородным среди многих братьев, среди всех святых в Церкви Своей, в идеале и среди нас, потому что и мы должны стать святыми, и нас Он называет братьями Своими. "А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8:30). Заканчивается это апостольское чтение замечательными словами, которые мы каждый раз поминаем, когда прославляем мучеников за Христа: "Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:37-39). И вот пример древних мучеников и новомучеников Церкви Русской – это как раз яркое подтверждение этих апостольских слов. Как отметил владыка, святые братья Борис и Глеб называются страстотерпцами не потому, что их гнали за веру, или от них требовали отречения от Христа, но потому, что они пострадали от единоверных, и своей кротостью, своей преданностью Христу, всецелой преданностью своей жизни Евангелию Христову они уподобились Ему Самому. А ведь уподобление Христу это, в конце концов, призвание каждого христианина, и нам не нужно ждать каких-то экстремальных обстоятельств, когда будет испытываться на прочность наша вера, ведь каждый день, каждое мгновение нашей жизни испытывает нас с вами на верность Господу. И каждый раз в храме мы молимся, чтобы вся жизнь наша была предана Христу Богу. Однако, по слову владыки, мы должны помнить эту молитву и вне церкви, каждый день, когда мы выходим из храма, когда мы общаемся с ближними, когда от нас ожидают помощи или доброго дела, или доброго слова. Каждый раз верность Христу проявляется тогда, когда мы откликаемся на человеческое горе, страдание, нужду, стараясь жить по Евангелию, по любви - это и будет жизнью во Христе, жизнью в Духе Божием. К этому нас призывают и святые страстотерпцы Борис и Глеб, и бесчисленный сонм святых Церкви Русской, которыми на протяжении веков так украсилась наша с вами Церковь. К этому призывают и мученики первых времен и новомученики последних времен, и все святые, иконы которых мы видим в Церкви. Они взирают на нас со святых образов и безмолвно вопрошают, а насколько мы в своей жизни следуем за Христом, на сколько мы христиане, на сколько мы следуем путем, которым они и призывают нас идти? Пути, к которому нас призывает Евангелие и к которому нас увлекает пример всех святых, и прежде всего, наших близких духовно и по крови - святых Русской Церкви. Мы должны задуматься об этом. И пусть Господь молитвами святых благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба укрепит всех нас в нашем христианском призвании, в нашем христианском жительстве и в нашем пути к Царствию Божиему, - закончил владыка свое слово.