12 мая 2017 года в Свято-Юрьевом монастыре продолжила свою работу XVII Международная научная конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения». Это ежегодное мероприятие изначально посвящено святителю Никите, епископу Новгородскому, память которого Церковь чтит 13 мая. Поэтому конференция также носит название «Никитские чтения».
Растущий интерес к «Никитским чтениям» из года в год вызывают не только актуальная тематика и участие ведущих ученых, искусствоведов и педагогов, но и высокий уровень организации этой научной встречи, теплая дружеская атмосфера и уникальные возможности для гостей Великого Новгорода познакомиться с православными святынями нашей земли, побывать в древних новгородских храмах и монастырях. С этой целью конференции проходят одновременно на разных объектах епархии. В этом году это: Свято-Юрьев и Антониев монастыри, а также воскресная школа Покровского собора.
Ежегодно Чтения рассматривают широкий круг вопросов, посвященных всесторонним исследованиям связей между Православием и основными видами русского искусства и педагогики. В 2017 году конференция посвящена осмыслению 100-летней годовщины трагических событий 1917 года, а также влияния этих событий на современную историю и культуру. Во время Чтений докладчики уделили внимание теме новомучеников и исповедников Российских.
Старший преподаватель Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат искусствоведения Виктория Гусакова зачитала доклад на тему «Подвиг новомучеников как урок ХХ столетия в духовно-нравственном воспитании школьников». По словам Виктории Олеговны, наша эпоха постмодернизма переполнена отрицательными образами и деструктивными настроениями. У молодого поколения искажен смысл традиционных функций культуры. Наше общество стало обществом потребления. Почти утрачена культурная приемственность поколений. «Мы видим, что наши дети не могут осмыслить духовное наследие, которое могло бы повлиять на духовное становление их личности. Как следствие, происходит деформация нравственных ориентиров, - подчеркнула Виктория Олеговна. - Современные дети хотят быть суперменами, которые ищут славы и развлечений. Когда мы говорим о новомучениках, то чаще всего говорим об их страданиях и подвигах, которые люди совершали уже будучи в зрелом возрасте. Но ведь каждый из них когда-то был ребенком! Мне кажется сегодня, разговаривая со школьниками, мы должны обратить внимание на то, что позволило этим новомученикам сформировать ту силу воли, чтобы претерпевать скорби и достойно противостоять своим мучителям». Преподаватель рассказала о священномучениках Санкт-Петербургской епархии, таки, как Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский и Гдовский и других. «Новомученики учат подрастающее поколение, что агрессия – это не выход. У них не было мысли отомстить своим мучителям за гонения и убийства. Из житий этих святых молодые люди могут вынести ценные уроки прощения и любви», - отметила Виктория Олеговна.
Журналистка из Красноярска и автор книги «Сибирский крест святителя Луки» Валентина Майстренко представила собравшимся доклад на тему «Духовное стояние святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в сибирской ссылке». 1 мая 1923 года отец Валентин Войно-Ясенецкий, принявший монашеский постриг с именем апостола Луки, стал епископом. Тогда же он провел первую архиерейскую службу, после которой его отправили в ссылку в Восточную Сибирь. В Енисейске святитель работал в городской больнице, где блестяще выполнял хирургические, гинекологические, глазные и другие операции, а также вел большой прием у себя на квартире. Но возрастающая популярность ссыльного епископа сделала невыносимым его пребывание со стороны местных властей, кроме того, благодаря активной проповеднической деятельности святителя православное население Енисейска перестало посещать обновленческие церкви и окормлялось у святителя Луки. В результате в 1924 году из Енисейска местные власти переправили ссыльного в еще более глухой край – в Туруханск, в енисейскую глухомань за сотни километров севернее Полярного круга. Палачи, видимо, рассчитывали на верную гибель ссыльного. Условия, в которых оказался святитель, были очень тяжелые. Это была плохо отапливаемая в лютый мороз изба с льдинами вместо окон и никогда не тающим снегом на полу. Но и здесь святитель был истинным пастырем стада Христова. Вместе с немногочисленными жителями поселения он читал Евангелие, крестил их детей. В автобиографии он вспоминал истинные причины своих арестов: «Я был снова арестован. На допросах я скоро убедился, что от меня хотят добиться отречения от священного сана». Святитель Лука почти четверть жизни прожил в ссылках в Сибири, не оставляя ни пастырского ни врачебного служения.
После заседания для участников мероприятия была проведена экскурсия по Свято-Юрьеву монастырю. Завершился второй день конференции в Софийском соборе, где прошла праздничная служба – всенощное бдение в память о святителе Никите Новгородском