На «Никитских чтениях» затронули тему новомучеников и исповедников Российских

12 мая 2017 года в Свято-Юрьевом монастыре продолжила свою работу XVII Международная научная конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения». Это ежегодное мероприятие изначально посвящено святителю Никите, епископу Новгородскому, память которого Церковь чтит 13 мая. Поэтому конференция также носит название «Никитские чтения».

Растущий интерес к «Никитским чтениям» из года в год вызывают не только актуальная тематика и участие ведущих ученых, искусствоведов и педагогов, но и высокий уровень организации этой научной встречи, теплая дружеская атмосфера и уникальные возможности для гостей Великого Новгорода познакомиться с православными святынями нашей земли, побывать в древних новгородских храмах и монастырях. С этой целью конференции проходят одновременно на разных объектах епархии. В этом году это: Свято-Юрьев и Антониев монастыри, а также воскресная школа Покровского собора.

Ежегодно Чтения рассматривают широкий круг вопросов, посвященных всесторонним исследованиям связей между Православием и основными видами русского искусства и педагогики. В 2017 году конференция посвящена осмыслению 100-летней годовщины трагических событий 1917 года, а также влияния этих событий на современную историю и культуру. Во время Чтений докладчики уделили внимание теме новомучеников и исповедников Российских.

Старший преподаватель Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат искусствоведения Виктория Гусакова зачитала доклад на тему «Подвиг новомучеников как урок ХХ столетия в духовно-нравственном воспитании школьников». По словам Виктории Олеговны, наша эпоха постмодернизма переполнена отрицательными образами и деструктивными настроениями. У молодого поколения искажен смысл традиционных функций культуры. Наше общество стало обществом потребления. Почти утрачена культурная приемственность поколений. «Мы видим, что наши дети не могут осмыслить духовное наследие, которое могло бы повлиять на духовное становление их личности. Как следствие, происходит деформация нравственных ориентиров, - подчеркнула Виктория Олеговна. - Современные дети хотят быть суперменами, которые ищут славы и развлечений. Когда мы говорим о новомучениках, то чаще всего говорим об их страданиях и подвигах, которые люди совершали уже будучи в зрелом возрасте. Но ведь каждый из них когда-то был ребенком! Мне кажется сегодня, разговаривая со школьниками, мы должны обратить внимание на то, что позволило этим новомученикам сформировать ту силу воли, чтобы претерпевать скорби и достойно противостоять своим мучителям». Преподаватель рассказала о священномучениках Санкт-Петербургской епархии, таки, как Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский и Гдовский и других. «Новомученики учат подрастающее поколение, что агрессия – это не выход. У них не было мысли отомстить своим мучителям за гонения и убийства. Из житий этих святых молодые люди могут вынести ценные уроки прощения и любви», - отметила Виктория Олеговна.

Журналистка из Красноярска и автор книги «Сибирский крест святителя Луки» Валентина Майстренко представила собравшимся доклад на тему «Духовное стояние святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в сибирской ссылке». 1 мая 1923 го­да отец Валентин Вой­но-Ясе­нец­кий, при­няв­ший мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем апо­сто­ла Лу­ки, стал епи­ско­пом. Тогда же он провел первую архиерейскую службу, после которой его отправили в ссылку в Восточную Сибирь. В Ени­сей­ске свя­ти­тель ра­бо­тал в го­род­ской боль­ни­це, где бле­стя­ще вы­пол­нял хи­рур­ги­че­ские, ги­не­ко­ло­ги­че­ские, глаз­ные и дру­гие опе­ра­ции, а так­же вел боль­шой при­ем у се­бя на квар­ти­ре. Но воз­рас­та­ю­щая по­пуляр­ность ссыль­но­го епи­ско­па сде­ла­ла невы­но­си­мым его пре­бы­ва­ние со сто­ро­ны мест­ных вла­стей, кро­ме то­го, бла­го­да­ря ак­тив­ной про­по­вед­ни­че­ской де­я­тель­но­сти свя­ти­те­ля пра­во­слав­ное на­се­ле­ние Ени­сей­ска пе­ре­ста­ло по­се­щать об­нов­лен­че­ские церк­ви и окорм­ля­лось у свя­ти­те­ля Лу­ки. В ре­зуль­та­те в 1924 году из Ени­сей­ска мест­ные вла­сти пе­ре­пра­ви­ли ссыль­но­го в еще бо­лее глу­хой край – в Ту­ру­ханск, в ени­сей­скую глу­хо­мань за сот­ни ки­ло­мет­ров се­вер­нее По­ляр­но­го кру­га. Па­ла­чи, ви­ди­мо, рас­счи­ты­ва­ли на вер­ную ги­бель ссыль­но­го. Усло­вия, в ко­то­рых ока­зал­ся свя­ти­тель, бы­ли очень тя­же­лые. Это бы­ла пло­хо отап­ли­ва­е­мая в лю­тый мо­роз из­ба с льди­на­ми вме­сто окон и ни­ко­гда не та­ю­щим сне­гом на по­лу. Но и здесь свя­ти­тель был ис­тин­ным пас­ты­рем ста­да Хри­сто­ва. Вме­сте с немно­го­чис­лен­ны­ми жи­те­ля­ми по­се­ле­ния он чи­тал Еван­ге­лие, кре­стил их де­тей. В ав­то­био­гра­фии он вспо­ми­нал ис­тин­ные при­чи­ны своих арестов: «Я был снова аре­сто­ван. На до­про­сах я ско­ро убе­дил­ся, что от ме­ня хо­тят до­бить­ся от­ре­че­ния от свя­щен­но­го са­на». Святитель Лука почти четверть жизни прожил в ссылках в Сибири, не оставляя ни пастырского ни врачебного служения.

После заседания для участников мероприятия была проведена экскурсия по Свято-Юрьеву монастырю. Завершился второй день конференции в Софийском соборе, где прошла праздничная служба – всенощное бдение в память о святителе Никите Новгородском