Епископ Арсений: Пример каждого мученика – это живая проповедь о Христе распятом и воскресшем

Вечером 5 мая 2017 года епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства совершил всенощное на праздник великомученика Георгия Победоносца в Георгиевской церкви Старой Руссы. 

По окончании богослужения владыка обратился с проповедью к прихожанам. Он отметил, что в первые века своей истории христианская Церковь подвергалась тяжёлым гонениям со стороны языческого римского государства. Господь сказал Своим ученикам: "Помните слово, которой Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше" (Ин. 15:20). Промыслом Божиим, Церкви было суждено в самый ранний период своего становления, который был и самым сложным, пройти через горнило огненных испытаний. И, тем не менее, несмотря на то, что  уже с самого начала враги Господа Иисуса Христа пытались, привалив камень ко двери Гроба, заглушить проповедь о Нем, о Царствии Божием, о нашем спасении, вопреки всей брани врат адовых против Церкви (см. Мф. 16:18), Евангелие, трудами святых апостолов, первых учителей, епископов и святых мучеников, продолжало распространяться по лицу всей империи и за ее пределами. Это противодействие евангельской проповеди продолжилось и тогда, когда языческий Рим обратил внимание на христианство. Многие императоры того времени, начиная с Нерона, жестокого и кровавого тирана,  были гонителями христиан. И последним императором той эпохи, который начал самые масштабные, самые жестокие гонения в ранней истории Церкви, в 303 г, был император Диоклетиан. Он был не самым худшим императором для Рима, но был ненавистником христиан. Сотни и тысячи мучеников в то время засвидетельствовали своей кровью верность Христу. Само слово "мученик", как известно, это перевод греческого слова "μάρτυς", или "μάρτῠρος", что буквально означает "свидетель". По слову владыки, мученики - это свидетели Христовы, которые своей жизнью и смертью возвестили о победе жизни над смертью во Христе, о любви Божией, о нашем спасении и о том, что никто и ничто нас не может разлучить от любви к Нему и от жизни вечной, по слову апостола Павла (см. Рим. 8:38-39) .

И вот, одним из таких свидетелей Христовых того времени был святой Георгий, римский полководец, талантливый военачальник, которому все земные обстоятельства сулили блестящую карьеру. Он, вероятно, мог бы даже стать императором, потому что нередко такое случалось - римская армия провозглашала императором любимого генерала, однако, в тот момент, когда Диоклетиан начал жесточайшие гонения на христиан, Георгий, вопреки всему, презрев все открывающиеся ему земные перспективы, безбоязненно обличил гонителя, исповедал Христа и постарался  сам приобщиться к лику святых мучеников. И ничто - ни уговоры, ни угрозы, ни самые тяжкие мучения, которые только мог изобрести злобный человеческий ум, не смогли поколебать его решимость. Он стал свидетелем Христовым, а значит - свидетелем веры и свидетелем Царствия Божия. И сила такого свидетельства этих мучеников была настолько велика, что она, в ближайшее время, изменила в саму империю-гонительницу. Пройдёт совсем немного времени после гонений 303 года, и на престол взойдёт новый император -равноапостольный Константин, который в корне изменит всю ситуацию, и христианство начнёт проникать во все слои Римской империи, воцерковляя общественые институты и власть самих римских цезарей.

Как отметил владыка, Церковь, устанавливая почитание святых мучеников, продолжает своё пасхальное благовестие. Ибо пример каждого мученика – это живая проповедь о Христе, Распятом и Воскресшем, о том, что жизнь Божия, воссияв из Гроба, становиться нашей жизнью.  Мученики не столько умирают за Христа, сколько умирают с Ним, чтобы с Ним воскреснуть, а это - призвание каждого христианина. Вся наша жизнь до самой кончины должна быть таким свидетельством. И сама кончина нашей жизни, о которой мы постоянно молимся, как о безболезненной и непостыдной, должна быть предана Христу Богу. Далеко не от каждого из нас, слава Богу, требуется такой подвиг веры, как исповедание и мученичество за Христа, но это, тем не менее, не означает, что мы, православные христиане, должны расслабляться и отстраняться от этого свидетельства. Мы - тоже свидетели! В этом предназначение каждого из нас, потому что наша жизнь, наши добрые дела, поступки, слова, милосердное и сострадательное служение ближним и служение Богу должны быть самым сильным свидетельством, самой сильной проповедью, и смыслом нашей жизни, ибо мы, по слову Самого Спасителя, должны быть солью земли и светом мира (см. Мф. 5:13, 14). Обращаясь же к святым мученикам, будем не только просить помощи и поддержки для себя, но постараемся восприять их образ в качестве верного ориентира для нашей церковной и духовной жизни, чтобы Христос Спаситель даровал и нам хотя бы искру той любви к Нему, которую имели и святой Георгий, и многие другие мученики и мученицы первых и последних времён, которых прославляет Святая Церковь и чьё свидетельство так дорого для каждого из нас, - закончил владыка своё слово.