Епископ Арсений: Радоница - рад­остный день для усопш­их

25 апреля 2017 года на Радоницу епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную Литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с проповедью. Он отметил, что слово "Радоница", по древнерусски, "Радовница", означает радостный день для усопших. И по сравнению с прочими днями поминовения, с родительскими субботами, этот день переживается особо, потому что это поминовение происходит в контексте празднования Пасхи Христовой. И, как никогда, актуальны в то время, когда мы возносим наши молитвы об усопших, пасхальные песнопения, которые благовествуют победу Христа над смертью и над адом. Как подчеркнул владыка, это благовестие Церкви, которое звучит с апостольских времен, благая весть о Воскресении Христовом и является, по существу, подлинным основанием и для наших молитв за усопших. Ведь Господь сокрушил ад, а именно так говорят церковные песнопения, что ад опустел, что ад повержен, и это не просто поэтическая метафора, но речь идет о неком таинственном событии, которое изображается на иконе Воскресения Христова, потому что Господь Своей силой и любовью способен даровать свободу и спасение даже во аде держимым.

По слову владыки, икона Воскресения Христова, в нашей православной традиции, изображает событие, которое хронологически совпадает с Великой Субботой, накануне воскресения телесного, когда Господь, по Преданию Церкви, сходит во ад, чтобы сокрушить его, или как говорит одно из песнопений Великой Субботы: "Господь, взыскуя Адама, сошел на землю, и не найдя его на земле, даже до ада сошел". И это сошествие Христа во ад и победа над ним изображаются на иконе Воскресения. Господь стоит на сломленных вратах ада, и выводит праведников, всех ожидавших Его пришествия, начиная с Адама и Евы. В свете этого учения Церкви, по мнению одного русского богослова, надо признавать это сошествие Христа во ад не как событие, имевшее место две тысячи лет назад, чтобы освободить тех узников, которым словно «посчастливилось» умереть до пришествия Христова, чтобы быть освобожденными Им, а как имеющее вневременное измерение, имеющее отношение к каждому человеку. Даже если некто окажется во аде, но при это он всю свою жизнь, сам того не осознавая, стремился ко Христу, жил по закону совести, совершал добрые дела, но не познал Бога в этой жизни, у него остается надежда встретить Его, Победителя ада, Спасителя нашего, и за гробом. Остается возможность встретить Того, Кто способен даровать всем воскресение в жизнь вечную. И вот, молитвы Церкви об этом – о том, чтобы Господь всех усопших, судьбу которых мы не знаем, но вверяем Его милосердию, принял в Свой покой, в Свою жизнь, и сделал всех их и нас причастниками Своей победы и Своего Воскресения, – закончил владыка своё слово.

Затем была совершена заупокойная лития.