Епископ Арсений совершил утреню с чтением 12 Страстных Евангелий

Вечером 13 апреля 2017 года в епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства совершил в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря утреню с чтением двенадцати Страстных Евангелий.

Вечером Великого четверга, по обычаю, совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия.

Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: “Слава долготерпению Твоему, Господи!” После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Страстные Евангелия:

1) Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери).

2) Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие).

6) Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

7) Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

8) Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

9) Иоанн 19:25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра).

10) Марк 15:43-47 (Снятие тела Господа со креста).

11) 19:38-42 (Никодим и Иосиф погребают Христа).

12) Матфей 27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя).

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. “Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.” И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям: “Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] – уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.”

После шестого Евангелия и чтения “блаженных” с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен. 

Ирмос пятой песни:

К Тебе Утреннюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей преклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче.

Утро посвящаю Тебе Слову Божию. Оставаясь неизменным, Ты унизил Себя по милосердию [к нам] и бесстрастно снизошел до претерпения мук. Мир подай мне падшему, Человеколюбче.

Ирмос восьмой песни: Столп злобы Богопротивныя Божественнии отроцы обличаша; на Христе же шатающееся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот Держащаго дланию. Его же вся тварь благословит, славящи во веки.

Благочестивые юноши [в Вавилоне] подвергли бесчестию столб с мерзким [идолом], а буйствующее против Христа сборище беззаконных [начальников] замышляет тщетное, намереваясь убить Того, Кто держит жизнь в Своей руке, Кого вся тварь благословляет, прославляя вовеки.

Ирмос девятой песни: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.

Более почитаемую чем Херувимы и несравненно более славную чем Серафимы, безболезненно родившую Бога Слова, истинную Богородицу, Тебя величаем.

После канона хор поет трогательный эксапостиларий, в котором вспоминается покаяние разбойника.

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.

Благоразумного разбойника Ты тотчас рая удостоил, Господи! И меня крестным древом просвети и спаси меня.

На Всякое дыхание стихира:

Кийждо уд пречистыя Его плоти безчестие нас ради претерпе; глава – терние, лице – оплевание, челюсти – заушения, уста – в отце растворенную желчь с уксусом, ушеса – хуления злочестивая, плещи – биения, и рука – трость, всего телесе протяжение на кресте, членов – гвоздия и ребра – копие.

Каждый член Его пречистого тела подвергся бессчестию: глава – терновому [венцу], лицо – оплеванию, челюсти – ударам, уста – желчи, растворенной в уксусе, уши – безобразным хулам, спина – бичеванию, руки – трости, все тело – растягиванию на кресте, руки и ноги – гвоздям, ребра – копью.

Пред концом службы (отпустом) хор поет тропарь: Искупил ны еси от клятвы законныя (Ты избавил нас от проклятий [ветхозаветного] закона) честною Твоею кровию на кресте пригвоздився и копием прободся; безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.