786

12 апреля 2017 года в Великую среду Страстной седмицы епископ Юрьевский Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

Великая среда – день особенный. Сегодня вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он пребывал на вечере в доме Симона Прокаженного, и тем самым подготовившая Христа к погребению. Здесь же и Иуда со своей мнимой заботливостью о нищих обнаруживает свое сребролюбие, а вечером идет предавать Христа за тридцать сребреников.

Невольно задумываешься: а как могло произойти такое наглое предательство? Если мы посмотрим, как звучит текст на древнегреческом языке, то увидим, что оказывается, Иуда не носил, а уносил то, что клали в ящик, будучи своего рода казначеем при Иисусе. Другими словами, как пишет евангелист Иоанн, он был вор. И нахождение рядом со Христом было для него значимым лишь постольку, поскольку давало возможность удовлетворять свою страсть к деньгам. Если Христос станет царем, то он, Иуда, станет царским казначеем, самым влиятельным человеком в Израиле после Мессии. В своих мечтах он уже представлял, как распоряжается не апостольским денежным ящиком, а казной самого богатого государства за всю историю человечества.

Ослепленный жаждой богатства, а сатана тоже не мешкает, Иуда предает Христа. Но при этом даже мысли не допускает, что Его, Христа, могут на самом деле убить. Когда же он увидел, что его продуманный до мелочей план – вынудить Христа выявить миру Свое мессианское достоинство – провалился, Христа ведут на распятие, он в отчаянии бросает деньги первосвященникам и уходит, чтобы повеситься. Сатана ликует. Это был его, а не Иудин план, как расправиться с этим странным и опасным Иисусом.

Вся беда Иуды в том, что он надеялся навязать Христу свое понимание, свою схему жизни. Будучи ослеплен страстью, он не смог разглядеть всей мерзости зарождающегося предательства и почувствовать, что это не он хочет, а некто тонко и хитро подталкивает его к преступлению. Поэтому он и был искренне уверен, что поступает не просто правильно, а единственно правильно, куда правильнее, нежели все эти бестолковые и ленивые остальные ученики. Остановись он, одумайся, успокойся, приди в себя, быть может, и не легло бы на него это страшное клеймо предателя.

Всякий раз, когда перед причастием мы слышим слова священника «ни лобзания Ти дам, яко Иуда», мы должны помнить: Бог – не средство для реализации наших личных целей. Он Сам – наша главная цель. Он Сам – и путь, и истина, и сама жизнь.