733

Вечером 31 марта 2017 года в пятницу пятой седмицы Великого поста епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства совершил в Софийском соборе утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице.

По окончании богослужения владыка Арсений обратился со словам к молящимся. Он отметил, что акафист, который пелся за богослужением, это самый древний и первый из произведений этого церковного жанра. Он был написан в VII веке, все остальные же акафисты, были написаны как подражание этому главному акафисту, который поется столь торжественно в Церкви на 5-ой седмице Великого поста. 

Праздник "Похвала Божией Матери" - это церковное установление XI века. В основе его лежат события из предшествующей истории, когда, по молитвам Пречистой Девы, Константинополь неоднократно избавлялся от нашествия врагов. Здесь можно вспомнить и праздник Покрова Божией Матери, и события, которые в IX веке предшествовали установлению этого праздника. Но самое первое и грандиозное событие - спасение Царствующего града - произошло в VII веке. В 626 году, во время персидско-византийской войны, император Ираклий с основными частями византийской армии продвигался в тыл Персидской империи, направляясь к ее столице, внезапно Халкидон и Константинополь были осаждены объединенными силами персов, аваров и славян. Тогда Константинополь пережил первую серьезную осаду. Казалось, что никакие человеческие усилия, никакие земные средства уже не в силах помочь, и, если город выстоит, это будет явный признак благоволения Божия. И, по молитвам Богородицы, город выстоял, ибо все его жители, под предводительством духовенства и патриарха, совершали крестные ходы и молились у иконы Богородицы со слезами. А в 629 году и война завершилась полной победой императора Византии.

Таких событий и в истории Византийской Церкви, и в истории Русской Православной Церкви было еще множество. И вот, по слову владыки, мы  с вами находимся в древнем храме, где находится чудотворный образ иконы Божией Матери "Знамение", который прославился подобным же чудом спасения Новограда в XII веке, когда только молитвы Богородицы смогли спасти город от разрушения, а жителей от пленения. В истории церкви, в личной истории каждого из нас ходатайство Пречистой Девы иногда принимают настолько явный вид, что не перестаешь удивляться.

Как подчеркнул владыка, Церковь, устанавливая почитание Божией Матери, не имела ввиду только лишь богослужебные действия, которые и мы ныне совершили, не только раши настойчивые просьбы к Ней, а прежде всего православное почитание Пресвятой Девы, обязывающее нас почитать Ее не словами, а делами, нашей жизнью. А значит, те добродетели, которыми прославилась Сама Богородица, должны как-то войти и вношу жизнь. Глубочайшая чистота, величайшая незлобивость, беспримерное смирение перед волей Божией – вот, чем отличалась Она, вот за что почитали Ее первые христиане, за что и мы прославляем Ее в Православной Церкви. И, пожалуй, самое важное, в преддверии праздника Благовещения и светлого Христова Воскресения, вспоминая Пречистую Деву, как причину нашего спасения, послужившей этой страшной тайне, сделаем основным принципом нашей жизни Ее слова, которые и снискали всему миру благодать искупления: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1:38).