Митрополит Лев совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Иверском монастыре

24 марта 2017 года, в пятницу Крестопоклонной недели, митрополит Лев совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Иверском соборе Иверского монастыря. Митрополиту сослужил архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев, иеромонах Антоний (Битьмаев), иеромонах Борис (Григорьев) и иеромонах Пантелеимон (Шахтахтинский), клирик Софиского собора иерей Николай Полозов, а также клирик Бакинской и Азербайжданской епархии протоиерей Антоний Долинин. Богослужение сопровождалось пением мужского хора Новгородского Духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова.

Четвертая седмица Великого поста имеет название Крестопоклонная. Называется она так потому, что в воскресенье (на утрени), а также в последующий понедельник и среду (на 1-м часе), а в пятницу (после отпуста Часов) молящимися в храме совершается поклонение честному и животворящему Кресту. Традиция эта родилась четырнадцать веков назад. В 614 году Иерусалим был осадил персидский царь Хосрой II. После длительной осады персы захватили город. Среди прочих трофеев они вывезли Древо Животворящего Креста, хранившееся в городе с тех пор, как оно было найдено равноапостольной Еленой. Война продолжалась ещё много лет. Объединенными силами с аварами и славянами персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Божьей Матери. Наконец, ход войны переменился, и персы были разгромлены. Эта война продолжалась 26 лет. По ее окончании главная христианская святыня - Животворящий Крест Господень - была возвращена в Иерусалим. Император лично внес его на руках в город. С тех пор каждый год праздновался день этого радостного события.

В тот период порядок великопостных церковных служб еще не был установлен в своем окончательном виде, и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, вошел в практику перенос праздников, выпадавших на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. Традиция, по которой Крестопоклонная неделя стала по счету третьей неделей поста, сохранилась до нашего времени. В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, то есть новообращенных, таинство крещение которых было намечено на Пасху. Весьма целесообразным считалось начинать их наставление в вере с поклонения кресту. Так продолжалось вплоть до XIII века, когда Иерусалим был завоёван крестоносцами. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы его встречаются в некоторых ковчежцах.